вторник, 7 марта 2023 г.

Открыточки для девочек))

 Продолжаю показывать свои открытки из детской коллекции. Это открытки иностранные. Это уже третья публикация с открытками. Будет еще)).


В середине 1970-х гг. институт, в котором работали мои родители  преподавателями механики и геодезии активно готовил кадры для стран Африки. Почти вся преподавательская молодежь их института вечерами  учила французский язык и потом после сдачи языкового экзамена уезжала по контракту на 2-3 года работать в Алжир, Мадагаскар, Эфиопию. Там они преподавали на французском в местном филиале московского технического вуза, готовили кадры для Африки. Алжир и Мадагаскар в начале 1960-х только освободились от французского влияния. Страны были очень бедные, жить там было непросто. Большинство наших знакомых там испортили себе желудки, переболев всякими болезнями от малярии до дизентерии. Вообще жизнь в Африке и Азии была тогда малоприятной. Помню как отец летал уже в 1980-е в командировки во Вьетнам и их делегация специально возила с собой  ящики с водой и водкой (стерилизовать рот и желудок). Ехали все за заработками - платили за работу в Африке очень хорошо. После двух лет работы можно было купить дачу, кооперативную квартиру, машину. А молодым семьям это было важно. Так что ехали с конкретной целью заработать. Обычно уезжали семьями, но работал только отец, а мама сидела дома с детьми (иногда кто-то мог найти работу в городке советских специалистов в клубе или библиотеке). Из городка старались не выходить, антисанитария и специфика местного населения не радовали)). Письма оттуда были грустные, всем хотелось домой. Но вот открытки оттуда друзья родителей присылали красивые)). И они все попадали ко мне в коллекцию. Открытки были  французские или испанские. 

Мои родители за границу ни разу не ездили. А вот их друзья все там побывали. Сначала Алжир, потом Мадагаскар, Вьетнам, Афганистан, Ирак. Ездили до середины 1980-х активно. Я как-то раз спросила отца, почему он ни разу не ездил никуда, а вот все соседи по нашему дому (мы жили в институтском доме, заселенном коллегами по работе) побывали в Африке. И он мне сказал, что никогда не гнался за деньгами и гробить наше здоровье из-за машины или дачи он не хотел. В результате у нас никогда не было машины, чеков магазина "Березка"))) и дачу мы купили в 1990 г. позже всех. Но нас это как-то не задевало. Нет и нет, живем дальше)).

Зато у меня были красивые открытки и фломастеры для рисования, которые привозили соседи)).   Мне часто дарили фломастеры, ластики и акварельные карандаши. Раньше было принято обязательно привозить подарки друзьям.  И вся наша квартира была завешана африканскими масками из черного дерева, которые все соседи везли в качестве подарков)). Жуть жуткая, но в 70-е гг. это было модно. Иногда в старых фильмах вижу на стенах такие маски. Я потом при переезде  все выбросила. Безжалостно. Оставила только шкуру крокодила, которую до сих пор не знаю куда пристроить)). Так и лежит свернутая в кабинете отца. Африканские подарки)). Мне запомнились еще всякие бусики из дерева в этническом стиле, купоны из хлопковой ткани с бешенными африканскими расцветками, из которых мы шили сарафанчики на лето. И еще шикарным подарком были моточки мохера, которые везли оттуда. Многие жены преподавателей, сидя там начинали вязать (от скуки). Домой привозили связанные мохеровые шали, шарфы, шапочки... Что-то меня повело на воспоминания)). Вязать тогда было модно. Помню, что маме подружки привозили мохеровые моточки по 50 гр. Она потом из моточков разных цветов по 50 гр. пыталась что-то скомбинировать и связать мне и себе всякие жилетики, свитерочки, шапочки. Хорошо получалось. Все это по многу раз перевязывалось, комбинировалось. Носишь два сезона шапочку, потом перевязываешь ее в жилетик))).  До сих пор на старой квартире лежат постиранные и смотанные в клубочки мохеровые нитки. Я не вяжу. Да и не надо сейчас... Столько всего продается. 

На память о тех "африканских годах" остались эти открытки середины 1970-х гг. Эпоха хиппи. Хорошенькие девушки в мини юбочках. Для меня (девочки, которая пошла в школу в 1974 г.) это были очень красивые "куколки". Перерисовывала их в альбомчики. Делала куколок с бумажными одеждами. Помните таких куколок? На них можно было менять одежду. 

Я тогда старалась их перерисовывать на стекле. Может кто помнит - прислоняешь к стеклу рисунок, на него кладешь бумагу и перерисовываешь контур)). Раскрашиваешь сама. Открытки берегла. У одноклассниц были свои открытки с такими куколками. Мы же все жили в одном микрорайоне и учились в одной школе. У каждой был свой альбомчик.



Вот такую прическу хорошо помню. Очень модная была в конце 60-начале 70-х. Сейчас пересматривала фотографии 1974 г. (когда меня вели в 1 класс), там мамочки с такими же прическами с начесами и в коротких юбках. Кажется это называлось "боб".  

А еще было очень модно носить вот такие распущенные прямые волосы. Эта мода вечна)).

Вот такие широкие  яркие  галстуки и рубашки с воротниками апаш помню)). Тоже было очень модно. А брюки клеш?:))) А очки какие! И гольфики! Так что открытки жизненные)).

Это я часть открыток показала. Завтра еще выложу)). А пока всех с наступающим 8 марта))). 

42 комментария:

  1. Саша, и тебя с праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оль! На улице что творится))), метель!!!

      Удалить
  2. С наступающим, Саша!
    Очень интересно вспоминать как было, перебирать старые вещи, жаль мне это не дано...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С праздником, Ириш. Я перебираю потому что поняла, что я последняя, кто помнит и может понять что и где. Так получилось, что весь архив замкнулся на мне. Жаль. Диме, сама понимаешь, это ... Так что буду публиковать. Пусть останется хоть так память.

      Удалить
  3. Саша, с праздником!
    Интересные открытки, в ногу с тем временем...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С праздником, Надя! У нас метель!!! Как в декабре)).

      Удалить
  4. С наступающим весенним праздником, Саш! Хорошие открытки, можно рассматривать долго!

    ОтветитьУдалить
  5. Сашенька, буду смотреть ещё, таких открыток никогда раньше не видела. Загляденье. С удовольствием прочитала воспоминания, сразу открывается маленькая страничка жизни страны. Конечно, читала и знала об этом раньше, но вы очевидец происходящее, да ещё так замечательно пишите. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, решила мемуарами заняться. Перебираю разные бумаги, понимаю, что я единственный наследник памяти. Буду потихоньку выкладывать разные интересные штучки. У меня, к примеру, куча телеграмм лежит. Новое поколение вообще не знает, что это такое)). и билеты на самолет и поезд 1960-х гг)).

      Удалить
    2. Про телеграммы жизненно. Мы с Димой недавно смотрели "Чук и Гек" (не рекомендую). Пыталась объяснить, что такое телеграмма и почему она была так важна. Не уверена, что получилось...

      Удалить
    3. Пойду сейчас фотографировать)). У меня Дима тоже не знал ничего про телеграммы. Показала)). И билеты на поезд-самолет показала, он не поверил))).

      Удалить
    4. Точно, билеты ведь сейчас тоже редкость! Привыкли к электронным.
      Сын сегодня спросил, был ли Гугл когда я была маленькой. Ну, рассказала ему про отсутствие компьютеров, мобильных телефонов, интернета.... Почувствовала себя динозавром))))

      Удалить
    5. Ой, я как-то раз пыталась сыну объяснить зачем нужно было ходить на почту и заказывать междугородние переговоры)). Вот уж точно почувствовала себя динозавром)).

      Удалить
  6. Саш, потрясающие иллюстрации к рассказу! Казалось бы о другом, но так точно. Не представляешь, какое удовольствие получила - как фильм посмотрела)
    С наступающим тебя!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, и тебя с весной!)) Пусть и календарной! Я потихоньку буду мемуарить)). Надо куда-то высказываться о прошлом)).

      Удалить
  7. Саша, у тебя квартира настоящая пещера сокровищ! Показывай непременно все, что отыщется в этих твоих необъятных комнатных закромах. Диме это все будет нужно, только спустя годы и годы. К тому времени мало что может остаться. Твои родители большие молодцы, что сохранили все эти трогательные мелочи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, потихоньку все буду выкладывать. Надо сохранять память. А я как последний хранитель этой памяти.

      Удалить
  8. Саша, спасибо за рассказ! Было очень интересно почитать о жизни в Африке. Семья моего отца в 60-х или 70-х гг. жила пару лет в Алжире. Я мало знаю об этом - сам отец остался в Ленинграде, жил у родственников. Мне даже довелось в конце 90-х поносить чудесное красивое платье моей тётки, французское, купленное как раз в Алжире.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О!!! Вот еще один человек, помнящий про Алжир! Наши преподаватели жили в пригороде самого Алжира (столицы), назывался он Бумердес. Я с детства это название помню)).

      Удалить
    2. Я мало помню, если честно, и то с чужих слов. Мне рассказывали, что шерсти там было много - качественной, разнообразной. Тётя и бабушка там научились хорошо вязать. При посольстве была начальная школа, куда ходила тётя. А дед мой был военным советником, его служить в Алжир направили.

      Удалить
    3. Да, дети учились в посольских школах. И там работали часто жены посольских работников. А вязали все, это точно)). Привозили журналы с описанием видов вязки. Очень они ценились.

      Удалить
  9. Саша, какие здоровские открытки, я таких и не видывала!!! Поздравляю тебя с 8 марта! Желаю весеннего настроения, вдохновения, мира и добра!

    ОтветитьУдалить
  10. Саша, с праздником! Тепла, солнца и хорошего настроения!

    ОтветитьУдалить
  11. С прошедшим тебя, Саш)) какие интересные открытки и экскурс в историю тоже) мы от этого далеки, так что было интересно было почитать о жизни учёных))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, молодая техническая интеллигенция)). Очень много государство им внимания уделяло. И работа была интересная, и поддерживали их здорово. Главное быть профессионалом. Эх. Хорошее было время.

      Удалить
  12. Саша, какие открытки! По ним можно изучать моду 70-х годов! Я очень хорошо помню мохеровые кофточки, сама такую вязала, и маечки в полоску носила, и брюки клеш....и юбку с разрезом от бедра! Спасибо, воспоминания о детстве-юности так греют душу.
    С весенним праздником тебя! Здоровья, счастья и радости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Таня! Да, я тоже помню маечки в полоску. А еще жилетки вязали в полоску)), когда ниток мало было. Мы такие раньше рукодельницы были, и мамы наши. Все могли сделать.

      Удалить
  13. Саша, с 8 марта тебя!
    Вот эти открытки - редкость, я не видела никогда.
    У меня у отчима коллеги и родственники ездили работать за границу - ГДР, Куба, Чехия, ещё куда-то, и он сам на Кубу ездил, но до моей мамы, на заработанные деньги купил машину.
    А мама была невыездная, но тайно имела подругу в Болгарии. И ещё её подруга ездили с мужем на работу в Японию. Так что у нас было немного импортных открыток и календариков, но присылали исключительно виды тамошних мест, фото городов. Храню только одну - с Фудзиямой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, а у меня японские календарики есть)), переливающиеся. Выменивала у кого-то. Раньше много чего собирали, у меня открытки и календарики были в почете. А кто-то ручки собирал помню)).

      Удалить
  14. А эти открытки очень стильные и по цветовым решениям прямо идеальные. Изучая взаимодействие цвета, стала это видеть...

    ОтветитьУдалить
  15. интересные открыточки! Спасибо, что показала, Саша! и про жизнь вне СССР интересно почитать. У меня только один дядя жил и работал в ГДР тогда

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кать, а у нас вот в Африку все табунами ездили)).

      Удалить
  16. Саша, мне кажется, что у тебя не простая квартира, а пещера Али-бабы с сокровищами -))) открыточки такие не видела ни разу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, пещера Лихтвейса)). На самом деле столько всего собрано потому что жили постоянно на одном месте. Положили и забыли)). А я теперь раскапываю все.

      Удалить
  17. Как здорово почитать про жизнь! Я видела такие маски у нашей знакомой, она тоже от института куда-то летала, и еще в Японию у нас много ездили, видимо потому что Сибирь и восточное направление.
    Открытки обалденные, так вот откуда всякие Брадс и иже с ними у современных детей, все новое это хорошо забытое старое.)
    Как хорошо вы сохранили памятные вещи! Это на самом деле дорогого стоит! у нас в семье моя мама хранительница таких реликвий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я теперь тоже хранитель-распорядитель. Родители ушли из-за ковида(( и я теперь старшая... Поэтому и взялась все разбирать.

      Удалить
  18. У нас никто в Африку не ездил :) Но вот традиция дарить всякое диковинное из поездок была. И бусы деревянные у меня были, не знаю откуда привезенные :). А прически... Боже, у мамы такие фото есть! Она модницей была. И парики импортные, и начесы, и вуали разных цветов :))) И эти огромные очки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня на даче такие очки столетние лежат)). Я их ношу как обруч на голову, чтобы челку летом убрать)). А бусы надо потрясти, где-то до сих пор тоже лежат.

      Удалить