пятница, 28 ноября 2014 г.

Еще о театральных постановках...


Очень люблю пьесы А.Островского. Они вечны... Можно читать пьесы Островского в 19 веке, в 20 веке, в 21 веке... Можно будет их читать и в 22 веке)).  Меняйте имена, города, костюмы, но суть проблем, которые ставит Островский остается вечной. Хотите познать русскую душу, русскую жизнь, русский дух - читайте Островского. У него все есть. И боль, и смех, и обман, и приспособление, и любовь, и самопожертвенность, и широта души, и стремление получить выгоду, и жуткая тоска от безвыходности, и абсолютная вера, в то, что правда восторжествует.  Люблю Островского. Обожаю Островского.
Для русского театра Островский - это ВСЁ. По моему скромному мнению))). Поэтому я и стараюсь показать ребенку все пьесы Островского. Сначала смотрели и слушали в записи (старые постановки Малого театра), теперь смотрим на сцене. Я села с карандашом, просмотрела репертуарный план московских театров, и составила список "мест, обязательных для посещения"))). Понятное дело, лидирует в списке Малый театр. Он наша гордость. Настоящая неиспорченная классика, чистые постановки, классическая режиссура, прекрасные актеры, великолепные декорации. Мне именно это и нужно. Я не хочу рисковать, натыкаясь на осовремененные интерпретации... Это мой выбор, я его не обсуждаю. Просто для себя решила, что ни ремейки хороших кинокартин, ни "современные интерпретации" классических пьес мне не нужны. Строго очертила список театров, не балующихся новомодными постановками и пошла расширять список))). И вот надо же мне было наткнуться на осовремененного Островского))).
Спокойно! Не нервничаем)))! Все оказалось не так страшно (в нашем варианте))).

Летом мы Димкой гуляли пешочком по Тверскому бульвару и рассматривали дома (есть у нас такое увлечение)). Обратила внимание на здание театра им. Пушкина. Отметила для себя, что неплохо было бы посетить этот театр. А тут увидела на сайте, что у них премьера - "Доходное место" Островского. Саша встала в стойку))). Так как мы были практически на премьере (в конце октября), то рецензий еще не было. По фотографиям на сайте театра ничего не предвещало подвоха)). Классические костюмы, яркие декорации. В роли звезды Игорь Бочкин. Остальные имена мне ничего не говорили. Как оказалось, в спектакле занята настоящая молодежь. Купила билеты, приехали, с огромным удовольствием посмотрели здание театра. Это очень интересный театр. Ах, как я люблю рассматривать фойе, зал, потолки и люстры)).




 Какие великолепные потолки в этом особняке!


Здание театра - это старинный особняк начала 19 в., переходивший еще тогда из рук в руки, и в 1914 г. ставший Камерным театром Таирова, а позже театром им. Пушкина.
Об истории самого особняка, Камерного театра Таирова и театра Пушкина можно прочитать тут. Покажу интерьеры и фойе.



 Театр Пушкина - это театр с большой историей. В нем служила великая Раневская.

 Публика в фойе.


 Путь к буфету)).


 Зал и люстра!!! Обожаю театральные люстры!))


О спектакле. Начало меня обескуражило... Великолепные декорации, яркие и шикарные костюмы (художник по костюмам - Браво!), музыка... Ничего не предвещало. И вдруг, в классическую постановку вклинивается современная жизнь (парни в современных полупальто и куртках, с рюкзаками, с "трехнедельной небритостью"... Ну никак не Островский. Бог мой, это не входило в мои планы! Совершенно! Моя первая реакция  не разочарование, нет, первая реакция - злость на себя))). Акела промахнулся!)))
Ну как я могла ошибиться?
Половину первого действия я злилась. На себя, на Бочкина, на Островского))) На всё)). Поэтому меня раздражало всё - и излишний гротеск, и маскарадный микс костюмов (на барышнях в красивых классических платьях времен Островского надеты дурацкие меховые шапки, как на Галочке в "Иронии судьбы"))). Истеричность и форсирование голоса Бочкина, эксцентричность персонажей, балалайка и барышня с аккордеоном...))). Боже, я готова была сама себя растерзать, куда я привела ребенка? Зачем ему такое знакомство с Островским? НО...
В середине первого действия я вдруг внезапно поняла, что нужно расслабиться и получать удовольствие. Именно эта фраза точно отражает мое состояние на тот момент. Роковой перелом произошел в тот момент, когда в спектакле начал лидировать очень молодой актер Александр Дмитриев, тот самый, который так раздражал меня в самом начале в своем полупальишке, с рюкзаком, с небритой щетиной...))) Вдруг этот молодой парень перевернул весь этот гротеск. И на фоне этого гротеска я вдруг опять увидела Островского. Мне кажется, это большая удача, что этому молодому актеру дали главную роль - Жадова. Он настоящий Жадов, только немного осовременный. И еще одно обстоятельство, которое помогло мне войти в ритм пьесы - я наблюдала за лицом своего сына. Да-да, я сумасшедшая мамаша)), я "ищу реакцию" на его лице, я смотрю не только спектакль на сцене, я смотрю и "спектакль на его лице". Мне нужно видеть реакцию)). И я увидела, что ему НРАВИТСЯ! Он понимает смысл пьесы, его не сбивает маскарадность и гротеск, он понимает суть и суть его увлекает. А что мне еще нужно? Только расслабиться...  Он периодически спрашивал меня, а кто этот персонаж - седой пожилой мужчина в сером пальто, который молча присутствует в каждой сцене. Удивительно, но мой 13-летний ребенок обратил внимание на него, а я не обратила... Если бы он периодически не дергал меня, то я бы и не обратила внимание, что этот персонаж проходит через весь спектакль. С середины первого действия я включилась в спектакль. Что могу сказать? Режиссер умудрился выдержать баланс между классикой и эксцентричной осовремененностью. Спектакль удался. Очень понравился Дмитриев. Думаю, что у него больше будущее. Утянула фотографию с сайта театра. Александр на первом плане.


В спектакле великолепные декорации и шикарно выставлен свет. Свет играет свою особую роль. Костюмы прекрасные! Молодежь! Сколько там занято молодежи! Там и студенты заняты и выпускники школы-студии МХАТ. На их фоне Бочкин - пожилой мастодонт)), хотя для меня он практически мальчик)). Так как играли премьеру, то в зале было очень много театральной молодежи с приглашениями, родителей, родственников. Атмосфера была очень приятная.
В последней сцене Димка нашел ответ на свой вопрос - кто тот пожилой молчаливый мужчина, практически образ-полутень. Очень сильно выстроенный финал, когда за стеклом зала ресторана оказываются все герои и молодой Жадов вглядывается в стекло... Что ждет его его в будущем? А за стеклом мы - зал, будущее... И на сцену выходит этот седой мужчина, всматривается в светящееся окно ресторана, видит находящихся там людей и молодого Жадова. Протягивает руку и касается ладонью стекла. И Жадов оттуда (из времени своей молодости) неуверенно протягивает ему руку и касается ладонью стекла в том же месте, но с другой стороны стекла. Так и стоят они - сомкнувшись ладонями... И Димка понял:"Мама, это он! Только пожилой!". Да, это постаревший Жадов, который из будущего смотрит на себя молодого, честного и амбициозного...  Сильный ход режиссера. Произвело большое впечатление.



Вывод. Спектакль понравился. Своего мнения не меняю))), я закостеневший ретроград, который любит "классику-классику"))!!! Но, этот спектакль ПОНРАВИЛСЯ. Он запомнился, качественно поставлен, он не вульгарный, он не искажает смысл пьесы, он без излишних "экзерсисов", там много молодежи и молодежь играет ХОРОШО, так что вот такая "рецензия")). Решайте сами. С ребенком 13-14 лет я бы все-таки не пошла. Придерживаюсь жесткого принципа, что начинать приобщать к театру нужно с классических постановок без вариаций, но для подростков 16-18 лет могу рекомендовать смело.

"Рецензию" написала спонтанно, просто есть время и настроение, но "вынашивала" ее почти месяц - мы смотрели "Доходное место" еще до начала каникул (30 октября). То, что спектакль за месяц не забылся - это большой плюс.

p/s В январе мы идем в этот же театр смотреть "Мышеловку" Агаты Кристи)))))).

21 комментарий:

  1. А куда ты дела подростков 15 лет?:) Им можно или нет?:) Моему Димке как раз 15.
    Спасибо, Саша, за рецензию, прочла с удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  2. 15 относим к 13))) они еще не выросли)) Ой, Надь, ка они растут быстро. Ужас. Уже пятнадцать!

    ОтветитьУдалить
  3. Саша, ты, похоже, чувствовала себя вначале как Киса Воробьянинов на "Женитьбе" )))
    Интересно очень было почитать о твоих впечатлениях от любимого Островского. Я тоже ко всем постановкам его пьес отношусь очень трепетно. Что ж, заинтриговал спектакль. Мне в своё время понравилось, как в Ленкоме поставили "На всякого мудреца довольно простоты", не знаю, идет ли еще сейчас. Там Броневой выходил в одной из ролей.
    И - да, Островский всегда актуален, я с тобой согласна совершенно. Человеческая сущность не меняется, а он её видел и описал великолепно! И какой язык!...

    ОтветитьУдалить
  4. Очень точно описала, Маш)))
    Кстати, мы через месяц на "Женитьбу" идем в Маяковку:) Надеюсь, что там не будет "исканий")))

    ОтветитьУдалить
  5. Я смотрела Женитьбу в Маяковке. Еще жив был Лазарев. Очень понравился спектакль и самое главное - запомнился.

    ОтветитьУдалить
  6. Вот спасибо-спасибо!!! Саш, я как и ты - ретроград и "классику-классику":)))
    Отступление:) В октябре была на двух операх. Премьерная "Севильский цирюльник" в Опера Бастилия и абсолютная классика "Пиковая дама" в Мариинке. Действие в "...цирюльнике" происходит в современном испанском! городке. Постановщик говорит о фильмах Альмодовара... Понравилось! Они так удачно и талантливо соединили театр, кино и оперу! А вот на классической-классической четырехчасовой "Пиковой даме" с великолепными костюмами и декорациями, с дирижирующим Гергиевым - было скучно...
    Вот и задумалась - меняемся вместе с миром?:) А тут и "твое" "Доходное место":)) Очень хочу теперь посмотреть. Далеко не у всех получается талантливо осуществить такие "перемещения во времени":)

    ОтветитьУдалить
  7. Саша, а я сейчас купила билеты в театр Образцова на Дюймовочку - подарок Нике на день рождения 27 декабря. Пять лет)))

    ОтветитьУдалить
  8. Ой, мамочки! Уже 5 лет!!!Как время летит.

    ОтветитьУдалить
  9. Оль, попробуй. Может понравится. Лишь бы этот молодой парень не сбил свой запал.

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интересно, Саша, спасибо! Люблю твои рассказы про Москву, театры, про ваши с сыном прогулки:)

    ОтветитьУдалить
  11. Захотелось в театр на классику. нашла в интернете,что Александр Дмитриев наш подмосковный,причем и с моего Савеловского направления ЖД.

    ОтветитьУдалить
  12. Саш, спасибо за "выход в свет":) Тоже отношу себя к ретроградам, согласна, что начинать знакомство молодых людей с театром, с литературой, с кино, с... надо именно с классики. Поэтому иногда обескураживает ИХ выбор, мне довольно часто в случае с дочкой приходится с этим альтернативным выбором сталкиваться и стараться понять (вроде бы не безнадёжна - поддаюсь дрессировке:)))

    ОтветитьУдалить
  13. Была недавно в нашей филармонии.. ну как недавно - две недели уже прошло... вообще я там частый гость, но не внимательный, как показала практика. В тот раз шла с твердым намерением сфотографировать люстру в главном зале. А пришла и ахнула! А люстры-то и нет =)) Весь потолок подсвечен маленькими светодиодными светильниками, но главный атрибут красоты зала отсутствует... А это я все к чему? Собираюсь после НГ на неделю в столицу Родины своей. Александрина, подскажите, пожалуйста, как у вас там билеты покупать в театры, цирки, на мьюзиклы. Хочу оторваться культурно, но по полной!

    ОтветитьУдалить
  14. Вот, Саша, я очень подвержена влиянию: тоже взяла билеты на Мышеловку, только на 28 декабря, у меня как раз "каникулы" начнутся )))

    ОтветитьУдалить
  15. Рита, а мы идем 5 января вроде бы. 10 у нас "Божественная комедия", 4 и 6 - Малый "Горе от ума" с Соломиным и "На всякого мудреца..." А перед этим "Женитьба" в Маяковке, "Вишневый сад" у Дорониной, "Бедность не порок" в Малом, "Летучая мышь" в опперете)))))))))))
    Рита, я сорвалась и отрываюсь)))))))

    ОтветитьУдалить
  16. Аня, я все покупаю в Тикетленд (это сайт для покупки билетов). Там есть все, но на покупку накидывают 10% за услуги бронирования. Но зато не нужно ездить по кассам театров, в можно все выкупить в любой кассе (киоске) Тикетленд. А их очень много по городу. Заказываешь, сама выбираешь место, я ориентируюсь на цены, потом бронируешь, получаешь код по смс и выкупаешь в течение 48 часов. Поэтому имеет смысл зайти туда (на сайт), зарегистрироваться, подобрать себе интересный спектакль, выбрать место, забронировать за 2 дня (!!!) до приезда в Москву, подобрать себе удобную кассу (там есть список адресов_и прийти с кодом бронирования и выкупить.
    Цены на билеты разные. Ориентироваться нужно на то, что в драматических театрах партер-амфитеатр-ложи бенуара от 1000 до 2000 в среднем. Есть неадекватные по стоимости театры и постановки. Там билеты по 3500-7000 за место. Пусть смотрят себя сами))) Я покупаю билеты обычно в пределах 2000 р за супер-актера (Соломин, например). А вот Зельдина мы смотрели по 1500 за 2 р. партера, вчера в Сатире были на Вере Васильевой, Подкаминской, Юрии Васильеве - так 2 р.партера стоил всего 800 р., а амфитеатр можно было взять за 300-500. Малый театр можно взять за 1300. Там все показано на сайте - и с местами и с ценами можно разобраться легко. Главное помнить, что выкупить нужно в течение 48 ч.

    ОтветитьУдалить
  17. На "Мышеловку" я купила электронный билет прямо на сайте самого театра)), 1500 за билет во второй ряд партера
    ---
    "Летучая мышь" в оперетте - боже, как давно я ее не видела! еще были живы и Алимпиев и Амарфий... Сашуль, расскажешь про мышку, ладно?

    ОтветитьУдалить
  18. Напишу, Рит! Я в эту субботу туда иду. Дневное представление в 13.00. А потом пойдем гулять с младенцем. Мы вчера так оттянулись после Сатиры. В 15.30 вышли и до вечера гуляли по Тверской.

    ОтветитьУдалить
  19. У тебя в Летучке симпатичный молодёжный состав будет:)

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо большое =)) Теперь появилась ясность в моей душе.. а то прям хоть плачь =))

    ОтветитьУдалить