Для русского театра Островский - это ВСЁ. По моему скромному мнению))). Поэтому я и стараюсь показать ребенку все пьесы Островского. Сначала смотрели и слушали в записи (старые постановки Малого театра), теперь смотрим на сцене. Я села с карандашом, просмотрела репертуарный план московских театров, и составила список "мест, обязательных для посещения"))). Понятное дело, лидирует в списке Малый театр. Он наша гордость. Настоящая неиспорченная классика, чистые постановки, классическая режиссура, прекрасные актеры, великолепные декорации. Мне именно это и нужно. Я не хочу рисковать, натыкаясь на осовремененные интерпретации... Это мой выбор, я его не обсуждаю. Просто для себя решила, что ни ремейки хороших кинокартин, ни "современные интерпретации" классических пьес мне не нужны. Строго очертила список театров, не балующихся новомодными постановками и пошла расширять список))). И вот надо же мне было наткнуться на осовремененного Островского))).
Спокойно! Не нервничаем)))! Все оказалось не так страшно (в нашем варианте))).
Летом мы Димкой гуляли пешочком по Тверскому бульвару и рассматривали дома (есть у нас такое увлечение)). Обратила внимание на здание театра им. Пушкина. Отметила для себя, что неплохо было бы посетить этот театр. А тут увидела на сайте, что у них премьера - "Доходное место" Островского. Саша встала в стойку))). Так как мы были практически на премьере (в конце октября), то рецензий еще не было. По фотографиям на сайте театра ничего не предвещало подвоха)). Классические костюмы, яркие декорации. В роли звезды Игорь Бочкин. Остальные имена мне ничего не говорили. Как оказалось, в спектакле занята настоящая молодежь. Купила билеты, приехали, с огромным удовольствием посмотрели здание театра. Это очень интересный театр. Ах, как я люблю рассматривать фойе, зал, потолки и люстры)).
Здание театра - это старинный особняк начала 19 в., переходивший еще тогда из рук в руки, и в 1914 г. ставший Камерным театром Таирова, а позже театром им. Пушкина.
Об истории самого особняка, Камерного театра Таирова и театра Пушкина можно прочитать тут. Покажу интерьеры и фойе.
Публика в фойе.
О спектакле. Начало меня обескуражило... Великолепные декорации, яркие и шикарные костюмы (художник по костюмам - Браво!), музыка... Ничего не предвещало. И вдруг, в классическую постановку вклинивается современная жизнь (парни в современных полупальто и куртках, с рюкзаками, с "трехнедельной небритостью"... Ну никак не Островский. Бог мой, это не входило в мои планы! Совершенно! Моя первая реакция не разочарование, нет, первая реакция - злость на себя))). Акела промахнулся!)))
Ну как я могла ошибиться?
Половину первого действия я злилась. На себя, на Бочкина, на Островского))) На всё)). Поэтому меня раздражало всё - и излишний гротеск, и маскарадный микс костюмов (на барышнях в красивых классических платьях времен Островского надеты дурацкие меховые шапки, как на Галочке в "Иронии судьбы"))). Истеричность и форсирование голоса Бочкина, эксцентричность персонажей, балалайка и барышня с аккордеоном...))). Боже, я готова была сама себя растерзать, куда я привела ребенка? Зачем ему такое знакомство с Островским? НО...
В середине первого действия я вдруг внезапно поняла, что нужно расслабиться и получать удовольствие. Именно эта фраза точно отражает мое состояние на тот момент. Роковой перелом произошел в тот момент, когда в спектакле начал лидировать очень молодой актер Александр Дмитриев, тот самый, который так раздражал меня в самом начале в своем полупальишке, с рюкзаком, с небритой щетиной...))) Вдруг этот молодой парень перевернул весь этот гротеск. И на фоне этого гротеска я вдруг опять увидела Островского. Мне кажется, это большая удача, что этому молодому актеру дали главную роль - Жадова. Он настоящий Жадов, только немного осовременный. И еще одно обстоятельство, которое помогло мне войти в ритм пьесы - я наблюдала за лицом своего сына. Да-да, я сумасшедшая мамаша)), я "ищу реакцию" на его лице, я смотрю не только спектакль на сцене, я смотрю и "спектакль на его лице". Мне нужно видеть реакцию)). И я увидела, что ему НРАВИТСЯ! Он понимает смысл пьесы, его не сбивает маскарадность и гротеск, он понимает суть и суть его увлекает. А что мне еще нужно? Только расслабиться... Он периодически спрашивал меня, а кто этот персонаж - седой пожилой мужчина в сером пальто, который молча присутствует в каждой сцене. Удивительно, но мой 13-летний ребенок обратил внимание на него, а я не обратила... Если бы он периодически не дергал меня, то я бы и не обратила внимание, что этот персонаж проходит через весь спектакль. С середины первого действия я включилась в спектакль. Что могу сказать? Режиссер умудрился выдержать баланс между классикой и эксцентричной осовремененностью. Спектакль удался. Очень понравился Дмитриев. Думаю, что у него больше будущее. Утянула фотографию с сайта театра. Александр на первом плане.
В спектакле великолепные декорации и шикарно выставлен свет. Свет играет свою особую роль. Костюмы прекрасные! Молодежь! Сколько там занято молодежи! Там и студенты заняты и выпускники школы-студии МХАТ. На их фоне Бочкин - пожилой мастодонт)), хотя для меня он практически мальчик)). Так как играли премьеру, то в зале было очень много театральной молодежи с приглашениями, родителей, родственников. Атмосфера была очень приятная.
В последней сцене Димка нашел ответ на свой вопрос - кто тот пожилой молчаливый мужчина, практически образ-полутень. Очень сильно выстроенный финал, когда за стеклом зала ресторана оказываются все герои и молодой Жадов вглядывается в стекло... Что ждет его его в будущем? А за стеклом мы - зал, будущее... И на сцену выходит этот седой мужчина, всматривается в светящееся окно ресторана, видит находящихся там людей и молодого Жадова. Протягивает руку и касается ладонью стекла. И Жадов оттуда (из времени своей молодости) неуверенно протягивает ему руку и касается ладонью стекла в том же месте, но с другой стороны стекла. Так и стоят они - сомкнувшись ладонями... И Димка понял:"Мама, это он! Только пожилой!". Да, это постаревший Жадов, который из будущего смотрит на себя молодого, честного и амбициозного... Сильный ход режиссера. Произвело большое впечатление.
Вывод. Спектакль понравился. Своего мнения не меняю))), я закостеневший ретроград, который любит "классику-классику"))!!! Но, этот спектакль ПОНРАВИЛСЯ. Он запомнился, качественно поставлен, он не вульгарный, он не искажает смысл пьесы, он без излишних "экзерсисов", там много молодежи и молодежь играет ХОРОШО, так что вот такая "рецензия")). Решайте сами. С ребенком 13-14 лет я бы все-таки не пошла. Придерживаюсь жесткого принципа, что начинать приобщать к театру нужно с классических постановок без вариаций, но для подростков 16-18 лет могу рекомендовать смело.
"Рецензию" написала спонтанно, просто есть время и настроение, но "вынашивала" ее почти месяц - мы смотрели "Доходное место" еще до начала каникул (30 октября). То, что спектакль за месяц не забылся - это большой плюс.
p/s В январе мы идем в этот же театр смотреть "Мышеловку" Агаты Кристи)))))).