Для русского театра Островский - это ВСЁ. По моему скромному мнению))). Поэтому я и стараюсь показать ребенку все пьесы Островского. Сначала смотрели и слушали в записи (старые постановки Малого театра), теперь смотрим на сцене. Я села с карандашом, просмотрела репертуарный план московских театров, и составила список "мест, обязательных для посещения"))). Понятное дело, лидирует в списке Малый театр. Он наша гордость. Настоящая неиспорченная классика, чистые постановки, классическая режиссура, прекрасные актеры, великолепные декорации. Мне именно это и нужно. Я не хочу рисковать, натыкаясь на осовремененные интерпретации... Это мой выбор, я его не обсуждаю. Просто для себя решила, что ни ремейки хороших кинокартин, ни "современные интерпретации" классических пьес мне не нужны. Строго очертила список театров, не балующихся новомодными постановками и пошла расширять список))). И вот надо же мне было наткнуться на осовремененного Островского))).
Спокойно! Не нервничаем)))! Все оказалось не так страшно (в нашем варианте))).
Летом мы Димкой гуляли пешочком по Тверскому бульвару и рассматривали дома (есть у нас такое увлечение)). Обратила внимание на здание театра им. Пушкина. Отметила для себя, что неплохо было бы посетить этот театр. А тут увидела на сайте, что у них премьера - "Доходное место" Островского. Саша встала в стойку))). Так как мы были практически на премьере (в конце октября), то рецензий еще не было. По фотографиям на сайте театра ничего не предвещало подвоха)). Классические костюмы, яркие декорации. В роли звезды Игорь Бочкин. Остальные имена мне ничего не говорили. Как оказалось, в спектакле занята настоящая молодежь. Купила билеты, приехали, с огромным удовольствием посмотрели здание театра. Это очень интересный театр. Ах, как я люблю рассматривать фойе, зал, потолки и люстры)).
Здание театра - это старинный особняк начала 19 в., переходивший еще тогда из рук в руки, и в 1914 г. ставший Камерным театром Таирова, а позже театром им. Пушкина.
Об истории самого особняка, Камерного театра Таирова и театра Пушкина можно прочитать тут. Покажу интерьеры и фойе.
Публика в фойе.
О спектакле. Начало меня обескуражило... Великолепные декорации, яркие и шикарные костюмы (художник по костюмам - Браво!), музыка... Ничего не предвещало. И вдруг, в классическую постановку вклинивается современная жизнь (парни в современных полупальто и куртках, с рюкзаками, с "трехнедельной небритостью"... Ну никак не Островский. Бог мой, это не входило в мои планы! Совершенно! Моя первая реакция не разочарование, нет, первая реакция - злость на себя))). Акела промахнулся!)))
Ну как я могла ошибиться?
Половину первого действия я злилась. На себя, на Бочкина, на Островского))) На всё)). Поэтому меня раздражало всё - и излишний гротеск, и маскарадный микс костюмов (на барышнях в красивых классических платьях времен Островского надеты дурацкие меховые шапки, как на Галочке в "Иронии судьбы"))). Истеричность и форсирование голоса Бочкина, эксцентричность персонажей, балалайка и барышня с аккордеоном...))). Боже, я готова была сама себя растерзать, куда я привела ребенка? Зачем ему такое знакомство с Островским? НО...
В середине первого действия я вдруг внезапно поняла, что нужно расслабиться и получать удовольствие. Именно эта фраза точно отражает мое состояние на тот момент. Роковой перелом произошел в тот момент, когда в спектакле начал лидировать очень молодой актер Александр Дмитриев, тот самый, который так раздражал меня в самом начале в своем полупальишке, с рюкзаком, с небритой щетиной...))) Вдруг этот молодой парень перевернул весь этот гротеск. И на фоне этого гротеска я вдруг опять увидела Островского. Мне кажется, это большая удача, что этому молодому актеру дали главную роль - Жадова. Он настоящий Жадов, только немного осовременный. И еще одно обстоятельство, которое помогло мне войти в ритм пьесы - я наблюдала за лицом своего сына. Да-да, я сумасшедшая мамаша)), я "ищу реакцию" на его лице, я смотрю не только спектакль на сцене, я смотрю и "спектакль на его лице". Мне нужно видеть реакцию)). И я увидела, что ему НРАВИТСЯ! Он понимает смысл пьесы, его не сбивает маскарадность и гротеск, он понимает суть и суть его увлекает. А что мне еще нужно? Только расслабиться... Он периодически спрашивал меня, а кто этот персонаж - седой пожилой мужчина в сером пальто, который молча присутствует в каждой сцене. Удивительно, но мой 13-летний ребенок обратил внимание на него, а я не обратила... Если бы он периодически не дергал меня, то я бы и не обратила внимание, что этот персонаж проходит через весь спектакль. С середины первого действия я включилась в спектакль. Что могу сказать? Режиссер умудрился выдержать баланс между классикой и эксцентричной осовремененностью. Спектакль удался. Очень понравился Дмитриев. Думаю, что у него больше будущее. Утянула фотографию с сайта театра. Александр на первом плане.
В спектакле великолепные декорации и шикарно выставлен свет. Свет играет свою особую роль. Костюмы прекрасные! Молодежь! Сколько там занято молодежи! Там и студенты заняты и выпускники школы-студии МХАТ. На их фоне Бочкин - пожилой мастодонт)), хотя для меня он практически мальчик)). Так как играли премьеру, то в зале было очень много театральной молодежи с приглашениями, родителей, родственников. Атмосфера была очень приятная.
В последней сцене Димка нашел ответ на свой вопрос - кто тот пожилой молчаливый мужчина, практически образ-полутень. Очень сильно выстроенный финал, когда за стеклом зала ресторана оказываются все герои и молодой Жадов вглядывается в стекло... Что ждет его его в будущем? А за стеклом мы - зал, будущее... И на сцену выходит этот седой мужчина, всматривается в светящееся окно ресторана, видит находящихся там людей и молодого Жадова. Протягивает руку и касается ладонью стекла. И Жадов оттуда (из времени своей молодости) неуверенно протягивает ему руку и касается ладонью стекла в том же месте, но с другой стороны стекла. Так и стоят они - сомкнувшись ладонями... И Димка понял:"Мама, это он! Только пожилой!". Да, это постаревший Жадов, который из будущего смотрит на себя молодого, честного и амбициозного... Сильный ход режиссера. Произвело большое впечатление.
Вывод. Спектакль понравился. Своего мнения не меняю))), я закостеневший ретроград, который любит "классику-классику"))!!! Но, этот спектакль ПОНРАВИЛСЯ. Он запомнился, качественно поставлен, он не вульгарный, он не искажает смысл пьесы, он без излишних "экзерсисов", там много молодежи и молодежь играет ХОРОШО, так что вот такая "рецензия")). Решайте сами. С ребенком 13-14 лет я бы все-таки не пошла. Придерживаюсь жесткого принципа, что начинать приобщать к театру нужно с классических постановок без вариаций, но для подростков 16-18 лет могу рекомендовать смело.
"Рецензию" написала спонтанно, просто есть время и настроение, но "вынашивала" ее почти месяц - мы смотрели "Доходное место" еще до начала каникул (30 октября). То, что спектакль за месяц не забылся - это большой плюс.
p/s В январе мы идем в этот же театр смотреть "Мышеловку" Агаты Кристи)))))).
А куда ты дела подростков 15 лет?:) Им можно или нет?:) Моему Димке как раз 15.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Саша, за рецензию, прочла с удовольствием.
15 относим к 13))) они еще не выросли)) Ой, Надь, ка они растут быстро. Ужас. Уже пятнадцать!
ОтветитьУдалитьСаша, ты, похоже, чувствовала себя вначале как Киса Воробьянинов на "Женитьбе" )))
ОтветитьУдалитьИнтересно очень было почитать о твоих впечатлениях от любимого Островского. Я тоже ко всем постановкам его пьес отношусь очень трепетно. Что ж, заинтриговал спектакль. Мне в своё время понравилось, как в Ленкоме поставили "На всякого мудреца довольно простоты", не знаю, идет ли еще сейчас. Там Броневой выходил в одной из ролей.
И - да, Островский всегда актуален, я с тобой согласна совершенно. Человеческая сущность не меняется, а он её видел и описал великолепно! И какой язык!...
Очень точно описала, Маш)))
ОтветитьУдалитьКстати, мы через месяц на "Женитьбу" идем в Маяковку:) Надеюсь, что там не будет "исканий")))
Я смотрела Женитьбу в Маяковке. Еще жив был Лазарев. Очень понравился спектакль и самое главное - запомнился.
ОтветитьУдалитьВот спасибо-спасибо!!! Саш, я как и ты - ретроград и "классику-классику":)))
ОтветитьУдалитьОтступление:) В октябре была на двух операх. Премьерная "Севильский цирюльник" в Опера Бастилия и абсолютная классика "Пиковая дама" в Мариинке. Действие в "...цирюльнике" происходит в современном испанском! городке. Постановщик говорит о фильмах Альмодовара... Понравилось! Они так удачно и талантливо соединили театр, кино и оперу! А вот на классической-классической четырехчасовой "Пиковой даме" с великолепными костюмами и декорациями, с дирижирующим Гергиевым - было скучно...
Вот и задумалась - меняемся вместе с миром?:) А тут и "твое" "Доходное место":)) Очень хочу теперь посмотреть. Далеко не у всех получается талантливо осуществить такие "перемещения во времени":)
Саша, а я сейчас купила билеты в театр Образцова на Дюймовочку - подарок Нике на день рождения 27 декабря. Пять лет)))
ОтветитьУдалитьОй, мамочки! Уже 5 лет!!!Как время летит.
ОтветитьУдалитьОль, попробуй. Может понравится. Лишь бы этот молодой парень не сбил свой запал.
ОтветитьУдалитьОчень интересно, Саша, спасибо! Люблю твои рассказы про Москву, театры, про ваши с сыном прогулки:)
ОтветитьУдалитьЗахотелось в театр на классику. нашла в интернете,что Александр Дмитриев наш подмосковный,причем и с моего Савеловского направления ЖД.
ОтветитьУдалитьСаш, спасибо за "выход в свет":) Тоже отношу себя к ретроградам, согласна, что начинать знакомство молодых людей с театром, с литературой, с кино, с... надо именно с классики. Поэтому иногда обескураживает ИХ выбор, мне довольно часто в случае с дочкой приходится с этим альтернативным выбором сталкиваться и стараться понять (вроде бы не безнадёжна - поддаюсь дрессировке:)))
ОтветитьУдалитьБыла недавно в нашей филармонии.. ну как недавно - две недели уже прошло... вообще я там частый гость, но не внимательный, как показала практика. В тот раз шла с твердым намерением сфотографировать люстру в главном зале. А пришла и ахнула! А люстры-то и нет =)) Весь потолок подсвечен маленькими светодиодными светильниками, но главный атрибут красоты зала отсутствует... А это я все к чему? Собираюсь после НГ на неделю в столицу Родины своей. Александрина, подскажите, пожалуйста, как у вас там билеты покупать в театры, цирки, на мьюзиклы. Хочу оторваться культурно, но по полной!
ОтветитьУдалитьВот, Саша, я очень подвержена влиянию: тоже взяла билеты на Мышеловку, только на 28 декабря, у меня как раз "каникулы" начнутся )))
ОтветитьУдалитьРита, а мы идем 5 января вроде бы. 10 у нас "Божественная комедия", 4 и 6 - Малый "Горе от ума" с Соломиным и "На всякого мудреца..." А перед этим "Женитьба" в Маяковке, "Вишневый сад" у Дорониной, "Бедность не порок" в Малом, "Летучая мышь" в опперете)))))))))))
ОтветитьУдалитьРита, я сорвалась и отрываюсь)))))))
Аня, я все покупаю в Тикетленд (это сайт для покупки билетов). Там есть все, но на покупку накидывают 10% за услуги бронирования. Но зато не нужно ездить по кассам театров, в можно все выкупить в любой кассе (киоске) Тикетленд. А их очень много по городу. Заказываешь, сама выбираешь место, я ориентируюсь на цены, потом бронируешь, получаешь код по смс и выкупаешь в течение 48 часов. Поэтому имеет смысл зайти туда (на сайт), зарегистрироваться, подобрать себе интересный спектакль, выбрать место, забронировать за 2 дня (!!!) до приезда в Москву, подобрать себе удобную кассу (там есть список адресов_и прийти с кодом бронирования и выкупить.
ОтветитьУдалитьЦены на билеты разные. Ориентироваться нужно на то, что в драматических театрах партер-амфитеатр-ложи бенуара от 1000 до 2000 в среднем. Есть неадекватные по стоимости театры и постановки. Там билеты по 3500-7000 за место. Пусть смотрят себя сами))) Я покупаю билеты обычно в пределах 2000 р за супер-актера (Соломин, например). А вот Зельдина мы смотрели по 1500 за 2 р. партера, вчера в Сатире были на Вере Васильевой, Подкаминской, Юрии Васильеве - так 2 р.партера стоил всего 800 р., а амфитеатр можно было взять за 300-500. Малый театр можно взять за 1300. Там все показано на сайте - и с местами и с ценами можно разобраться легко. Главное помнить, что выкупить нужно в течение 48 ч.
На "Мышеловку" я купила электронный билет прямо на сайте самого театра)), 1500 за билет во второй ряд партера
ОтветитьУдалить---
"Летучая мышь" в оперетте - боже, как давно я ее не видела! еще были живы и Алимпиев и Амарфий... Сашуль, расскажешь про мышку, ладно?
Напишу, Рит! Я в эту субботу туда иду. Дневное представление в 13.00. А потом пойдем гулять с младенцем. Мы вчера так оттянулись после Сатиры. В 15.30 вышли и до вечера гуляли по Тверской.
ОтветитьУдалитьУ тебя в Летучке симпатичный молодёжный состав будет:)
ОтветитьУдалитьспасибо Саша за рецензию!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое =)) Теперь появилась ясность в моей душе.. а то прям хоть плачь =))
ОтветитьУдалить