вторник, 23 марта 2021 г.

Кое-что интересное про метрические книги

Решила рассказать еще кое-что интересное про  метрические книги, которые я изучила. 

Помните, я писала, что все новогодние каникулы просидела на сайте Вологодского архива и просматривала метрические книги Вологодской губернии, а перед этим я просматривала метрические книги Новгородской губернии, а перед этим - Уфимской губернии. Эти книги относились к последней четверти 19 века и первой четверти 20 века (1860-1919 гг.). В метрических книгах отражалась вся жизнь того времени - рождение и крещение ребенка, венчание семейной пары, смерть человека. Своего рода статистический учет всего населения. Я смотрела книги православных приходов, но такой же статистический учет велся и в синагогах, мечетях, католических соборах. Метрические книги были стандартные, в них нужно было аккуратно вписывать данные. Состояли они из трех частей - "о рождении", "о бракосочетании", "о смерти". Каждый месяц нужно было суммировать итоги, а в конце года составляли общий итог по всем записям. Метрические книги оформлялись в двух экземплярах. Один передавался в дальнейшем на хранение в консисторию, а основной оставался в церкви. Если вдруг один погибнет, то есть второй. 

Сначала расскажу про имена)). Очень интересно следить какие имена использовались при крещении детей в те годы в крестьянских семьях (я смотрела метрические книги церквей деревенских приходов). Сначала для себя  отмечала оригинальные имена, которые раньше не встречала. А потом решила провести своё маленькое "статистическое исследование")). Какие же имена были "популярными", а какие были достаточно редкими?  Повторяю, этот анализ сделан по метрическим книгам церквей Вологодской, Новгородской и Уфимской губернии. 

Женские имена: 

Популярные (т.е. при крещении детей они часто использовались - как минимум 10-15 раз за год встречаются эти имена  в метрической книге):

Анна, Дарья, Мария, Евдокия, Матрона, Манефа, Акилина, Параскева, Агафья, Александра, Наталья, Варвара, Пелагия, Аполлинария, Елена, Екатерина.

Редкие (встречаются в метрических книгах 2-3 раза за год):

Вера, Феодосия,  Агрипина, Меланья, Ксенья, Васса, Ирина, Анастасия, Иулиания, Ольга, Анисья, Елисавета, Евгения, Татиана, Надежда, Харитина, Иустина, Клавдия, Гликерия, Зиновия, Мавра.

Очень редкие (встречаются по 1 разу за несколько лет):

Клеопатра, Домника, Марина, Раиса, Рахиль, Сарра, Зоя, Капитолина,  Соломония, Людмилла, Ларисса, Неонила, Еверкия.

Обратите внимание --- я НЕ сделала ошибку, написав ЛюдмиЛЛа, ЛариССа, АкИлина, ЕлиСавета и т.д. Это написание имен в  тот период времени.

Мужские имена:

Популярные (при крещении детей часто использовались - не менее 10-15 раз за год встречаются в метрической книге):

Василий, Михаил, Николай, Федор, Иоанн, Иосиф, Алексей, Дмитрий, Евфимий, Стефаний, Сергий, Александр, Симеон, Петр, Павел, Илья, Владимир, Тимофей, Иаков. 

Редкие  (встречаются в метрических книгах 2-3 раза за год):

Терентий, Константин, Тихон, Спиридон, Григорий, Андрей, Игнатий, Никита, Мирон, Георгий, Косма, Арсений.

Очень редкие (встречаются по 1 разу за несколько лет):

Каллиник, Михей, Вонифатий, Зиновий, Марк, Елисей, Антоний, Моисей, Филипп, Пимен, Исаакий, Фадей, Никон, Шио, Елеазар, Кирилл, Варлаам, Борис, Леонид, Игорь.

Некоторые имена (Шио, к примеру) я вообще никогда не встречала. Оказывается есть такой святой. 

Вообще очень интересно и познавательно. Вспоминается Акакий Акакиевич из "Шинели" Гоголя)). Вдруг крестьянка Вологодской губернии  при крещении получает имя Клеопатра, Рахиль или Неонила, а крестьянский сын "вологодских кровей" получает имя Каллиник, Моисей или Шио. Шио Васильевич???  Охохонюшки))). Некоторые священники имели склонность к выбору библейских имен. Так в русских деревнях появлялись Иосифы, Моисеи, Абрамы, Сарры и Рахили. Один из моих родственников получил имя Моисей. Его звали Моисей Онуфриевич, а его сын - Ерофей Моисеевич)). С ума сойти...  Неожиданно, да? А еще был родственник Иларион. В глухой деревне на Вологодщине!

Детей называли по церковному календарю (святцам). Выбор имен там безусловно есть, совершенно не обязательно всех мальчиков, рожденных в один день называть одним именем. Выбор есть! Но люди такие люди)). Некоторые священники не стремились к разнообразию и называли всех младенцев одинаково.

Священник этой церкви особо "отличался" - девочки рождены 13, 14, 20, 21 числа (не помню какого месяца) - и все они Елены)). Никакого разнообразия.


Девочки рождены 15, 16, 18 числа (тоже не помню какого месяца) - все крещены как Екатерины. 

Но это именно у этого священника)). В других местах - разнообразие имен. Все зависело от предпочтений священника (это явно просматривается, когда через твои руки проходит много метрических книг разных церквей). Были "неленивые" священники, такие экзотические имена выискивали! К примеру Домника. Никогда не встречала это имя раньше. Это не Домна и не Доминика, именно Домника. 

Очень интересно смотреть как называли двойняшек и близнецов.

В нашей семье были двойняшки (1910 г.р.). Обе были крещены как Анны))). Две Анны Михайловны - одна Аня, другая Нюра. Я думала, что это шутка родителей)). Отнюдь.

В метрических книгах часто встречались двойни, крестили их естественно в один день. И  вот,  что я заметила - если это были двойни-девочки, то имена им часто давали одинаковые, двойням-мальчикам имена давали разные, ну и двойням, где мальчик+девочка, конечно же имена давали разные)). Не настаиваю, что это было обязательным, но на практике именно так это и выглядело.

Вот смотрите записи в метрической книге.

Две Варвары.

Две Дарьи.

Две Александры.

Хотя вот встретились девочки-близняшки Анастасия и Еверкия)). Исключение?:))) Кстати, имя Еверкия тоже мне раньше не встречалось. 

А вот двойня-мальчики - Георгий и Александр.

И здесь близнецы-мальчики - Василий и Иоанн. 

Близнецы-мальчики  - Владимир и Сергий.

А вот двойня мальчик и девочка - Меркурий и Екатерина.

И здесь близнецы мальчик и девочка - Гликерия и Дмитрий.

Священник сам не заполнял метрическую книгу, он только подписывал фиксацию произведенных действий, а заполнял все псаломщик церкви. Как же много от него зависело! Он должен был иметь хороший почерк. Но, боже мой, как они иногда писали... Туши свет!)))

Вот и разбирайся с таким почерком... 

Этот почерк чуть получше, но тоже напрягает)).


Поэтому когда встречаешь вот такой почерк, то хочется мысленно поклониться этому псаломщику. Спасибо за хорошую работу! Все понятно. 

Псаломщик должен был быть очень аккуратным. Но все же люди. Нередко они допускали грубые ошибки (путали имена венчающихся, место их проживания). Тогда это все зачеркивалось, вписывались мелкими буковками сверху правильные данные и в самом низу страницы священник писал что-то типа "исправленному верить" и подписывался.

Все дети, рожденные вне брака записывались в метрической книге как "незаконнорожденные".



О венчании. 
Как я поняла, венчание разрешалось с 18 лет (для жениха), для невесты с 16 лет (конец 19 - начало 20 в.). Это был мужской и женский возраст совершеннолетия. Но были исключения. И эти исключения четко показывались в метрических книгах. Браки по "подзалету" заключались и в более раннем возрасте.


В таком случае в графе "возраст"  фиксировали точный возраст жениха (как в этом случае). Жениху 17 с половиной лет. 


Вот очень интересная запись - жениху 17 лет и 7 месяцев. Запись рядом "Жених повенчан до совершеннолетия с разрешения Его Преосвященства Епископа Уфимского". Для венчания требовалось разрешение высшего органа из Уфимской консистории. Родители привозили из Уфы в церковь своей деревни  разрешение на венчание и это разрешение фиксировалось в метрической книге. Почему говорю, что это браки по "подзалету"? Через несколько месяцев (не через 9)) в той же  церкви крестили ребенка этой пары. 


А вот такая же ситуация - здесь невеста несовершеннолетняя (до 16 лет). Ей 15 лет и 10 месяцев. Венчание разрешено Его Преосвященством Епископом Уфимским. 

Кстати, очень интересные браки встречались. Встречались невесты, которые были старше женихов на приличное количество лет (не 2-3 года). 


Вот вам пример - жениху 22, невесте 33. Оба венчаются первым браком. Конечно же основная масса "брачующихся" была молодой)) примерно 19 или 22 лет. Вторым браком венчались вдовцы и вдовы. Тут уже "молодые" были по 30-40 лет. 

Здесь, к примеру, вдовый жених 33 лет.

А здесь два вдовца - жених 40 лет и невеста 24 лет. Оба вторым браком венчаются. 

А это поздний брак (оба 40+) и у обоих первый брак. Редкость.

Старше 45 лет женихи и невесты мне  встречались очень редко (даже вдовые). Думаю, что это уже было просто неприлично в таком возрасте венчаться. 


Пожалуй, это единственная встреченная мной запись, где жениху 70, а невесте 45 (причем у нее это первый брак). 
Третьим браком тоже никто не венчался (не встретились мне такие браки, хотя я просмотрела под сотню метрических книг 1860-1919 гг. 

Церкви вели свои метрические книги до 1919 г. Встречаются интересные записи того периода.


Вот они  исторические черточки - характеристика жениха - "гражданин деревни Покровка", а не "крестьянин деревни Покровка". Видимо записывалось со слов жениха, потому что при записи других браков слово "гражданин" не появляется.


В 1918-1919 гг. метрические книги уже не печатались, их графы расчерчивались и заполнялись  вручную. Это было время, когда менялась власть. С сентября 1918 г. все браки необходимо было регистрировать в органах ЗАГСа, новая жизнь поглощала старую. Но это уже совсем другая история. Метрические книги церквей сейчас находятся в областных архивах. Именно там их можно посмотреть. Для этого не нужно подтверждение родства. А вот все, документы, находящиеся в системе ЗАГС требуют подтверждения прямого родства. Которое иногда доказать очень сложно.

57 комментариев:

  1. Саша,очень интересные наблюдения ты слелала. Приятный бонус от работы над родословной.У тебя тоже имя интересное, я такое нигде не встречала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, я удивилась, но вот в вологодских деревнях это было очень популярное имя. Меня же в честь бабушки вологодской назвали. Она всего 35 лет прожила и отец ее помнил и скучал очень.

      Удалить
  2. Какие интересные и познавательные наблюдения!
    Вообще, по таким записям иногда целые жизненные трагедии и судьбы можно проследить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, не стала писать про раздел о смерти. А там если отслеживать линии, то видны такие судьбы!

      Удалить
  3. Саша, безумно интересно!!! Надо "покопаться" в книгах Нижегородской губернии, мой дедушка по материнской линии оттуда.

    ОтветитьУдалить
  4. Саша, титанический труд! Просто завидую!.. Нет времени и сил хоть глянуть в такие книги,а жаль, свое время уходит...А ты молодец!

    ОтветитьУдалить
  5. Прочитала с большим интересом! Такая кропотливая работа. Столько интересных имен. Почему же не было возрастных венчаний? Столько примеров в литературе. Очень интересно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, у меня метрические книги церквей при деревнях. Тут в основном крестьяне и мелкопоместные помещики регистрировались. Наверное в городах (где были женихи побогаче и познатнее) такие браки были чаще. А тут крестьяне.

      Удалить
  6. Саша, как интересно! Теперь понятно почему ты из блога пропадаешь :))) столько прочитать\проанализировать!! Круть
    меня про двойни удивило О_о надо же- Даша и Даша и живи как хочешь :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага))), пропадаю, гуляю по векам)).
      Моим Аням хоть повезло - Нюра и Аня получились, а вот Дашам??? Весело было.

      Удалить
  7. Саш, спасибо тебе за подобные рассказы. Так интересно и читать, и наблюдать за твоими "раскопками корне")) очень жалею, что мне подобное недоступно из-за того, что мы все приезжие = прабабушки в Россию прибыли из Украины, а там сейчас ничего не найдешь. Хоть у тебя с интересом читаю, как жили, венчались, рожались русские крестьяне))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да,с украинскими архивами беда. У них очень мало оцифровано и раскопать сложно. Я раскопала)), но пришлось платить женщине, которая ходила и переснимала мне документы. Мне еще до Казахстана докопаться надо (тоже переселенцы были). Там тоже беда с архивами.

      Удалить
  8. Твой труд колоссальный! Но эти прикосновения к прошлому конечно затягивают. В какой-то момент озарения веришь, что если копать-копать. то уткнешься в Еву с Адамом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да))). Я думаю, что когда оцифруют метрические книги более раннего периода, то я точно уткнусь в них))

      Удалить
  9. Саш, на диссертацию тянет!) Потрясающие раскопки!!!
    Сейчас пыталась вспомнить имя-отчество маминой знакомой библиотекарши, никак(( Слишком давно было, я маленькая была. А смысл в чем - как она рассказывала маме, священник прихода недолюбливал их семью. И при крещении выискивал ТАКИЕ имена, что даже выговорить трудно, не то что запомнить. Вот ей и досталось) Это я к тому, что то всех Еленами в один день, то двойняшек - Дарьями)) Человеческий фактор - он во все времена;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Оль!))) Люди такие люди)). Вообще очень заметно, что все зависит от личности, которая "стояла у руля" каждого прихода. Вот по новгородским церквям я практически не встретила библейских имен, ну нет там Сарр, Рахилей, Моисеев и Абрамов, а в вологодских метрических книгах такое количество, что просто удивительно. Кстати, имя Иоанн не такое уж и популярное. Василий и Михаил встречаются гораздо чаще. И еще мне встретилось странное мужское имя Любов (без мягкого знака). Я такого святого не нашла.

      Удалить
  10. Обалдеть! Как интересно! Саша, ну ты работу проделала) можешь статью в Вологодские новости (или что у них там печатается) писать! Настоящее журналистское расследование) Да! Интересная история с именами) Иулиания это и Юля и Ульяна) Моя крещена этим именем))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ань, а я не догадалась, что это и Ульяна тоже! Вот я лопушок))). Действительно! Там еще Иустина (Устинья) интересно записывалась. Это ведь и Юстина тоже.

      Удалить
    2. я бы ни в жисть не догадалась, если бы нам батюшка при крещении не объяснил)))
      кстати вполне возможно что батюшки крестили одним именем, а родители детей по своему называли. У меня девочка знакомая, Вика. Нет этого имени в святцах и крестили ее как Марию.

      Удалить
    3. А странно. Виктории нет? Я встречала мужское Виктор (очень редкое для конца 19 в.), но я его встретила однажды.

      Удалить
    4. Мужское имя Виктор есть, а женского нет)
      Кстати, видела у тебя Мартина в родственниках. Знаешь, что вспомнила? Мы когда в Вологду ездили, посетили Ферапонтов монастырь, так вот его основателем был святой Мартиниан Белозерский. Вполне возможно в честь этого святого и твой предок получил имя

      Удалить
    5. Может и так. Мартин редкое имя, так что может оттуда идет.

      Удалить
  11. Очень интересное полноценное исследование получилось! Чувствуется фундаментальность подхода.
    Меня, конечно, поразили повторяющиеся имена особенно для двойняшек. Как много зависит от человеческого фактора. Было очень любопытно узнать, про частоту употребления имен. Некоторые имена никогда не слышала до этого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, про двойняшек очень неожиданно. Я думаю, что мальчиков называли по-разному потому что они потом были родоначальниками новой линии в семье, а девочки свое имя же детям не передавали, так что и нечего было напрягаться))).

      Удалить
  12. Ничего себе, Саша! Ты прямо исследователь и аналитик! Сколько интересного прочитала! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, включила остатки образования)), Димка говорит - книгу пиши)).

      Удалить
  13. Саша, какие красивые имена и какое разнообразие имён!!! Потрясающе!!! Я просто балдею от имени Манефа, никогда раньше не слышала о таком!!! Как красиво звучит Капитолина, а как мужественно Терентий!!! А Косма вообще что-то неземное!!! А я читала данные сельской переписи населения на сайте Пензенского архива и там часто встречались имена Максим, Гаврила, Кузьма, Игнат. Красиво звучит. Моего деда звали Кузьма. Сейчас так не называют детей. В прошлом году, ещё до пандемии, мы были в одном из Московских Вузов на дне открытых дверей и там выступал Одиссей Филаретович!!! Когда его представили, аж дыхание перехватило!!!
    Саша, круто, ты так интересно написала о былом, о наших предках, спасибо тебе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, мои предки самые дальние - Мартиновичи (Мартин - самый дальний), есть там и Максим (это 18 век. Новгород). Удивительно, да? Одиссей Филаретовича я знаю!!!! Он очень симпатичный и достаточно молодой мужчина (я когда работала ему лет 50 было)). Так что если это РАНХИГс (бывший РАГС), то этого Одиссея я знаю!!!

      Удалить
    2. Точно, это он!!! В РАНХИГс мы и были!!! Здорово!!!

      Удалить
    3. Ага, он доцент с соседней кафедры))). Знаю его, он грек, кстати. Очень приятный мужик, поседел сейчас, а был ярким брюнетом.

      Удалить
    4. Ну надо же, как интересно. А у меня коллега был грек, умер не так давно, его звали Ахиллес Герасимович, а брат у него родной Евклид. Красивые имена, необычные, непривычные на слух, но сразу вызывают любопытство.

      Удалить
    5. А я сразу Спиридона Килинкарова вспоминаю. Тоже грек, имя какое - Спиридон. А у Димы в классе мальчик грек с именем Сократ был.

      Удалить
  14. Саш, "было просто неприлично в таком возрасте венчаться" - я прямо загрустила :) Я как раз в том самом "неприличном" диапазоне :)
    Очень интересно почитать, я с удовольствием порассматривала все бумажечки-каракульки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну что сделаешь, Оль)). Будем невенчаными сидеть))

      Удалить
  15. Супер интересно! У меня в роду есть редкие ( по нашим временам) имена. Бабушка по маме была Филаретьевна. А мой отец- Евлампиевич. А его сестра, моя крёстная Степанида Евлампиевна! Круто? Как-то по телеку был сюжет, там женщину звали Фламь, что-то похожее на Юдифь или Эсфирь по- моему. Ты- молодец. Но. Волнуюсь: сколько же ты времени проводишь сидя :( Надо-надо ходить-ходить. Моей свекрови 83 будет. Она каждый день в магазин ходит,хотя нет надобности. Говорит: необходимо двигаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ларис, я очень мало двигаюсь((. Не хочу выходить, даже выгнать себя не могу. Настроения нет, да и тяжело ходить. Эх, надеюсь, что сейчас легче станет (снег сойдет и будет легче).

      Удалить
  16. Cаша, где эти книги? Мне бы дедову родословную как-то найти. Он из Ташлы, Оренбургской области

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, найди сайт Оренбургского архива. Там посмотри выложены ли они в сеть. Сейчас активно оцифровывают и выкладывают их на сайтах областных архивов. Надо потом на сайте зарегистрироваться и просматривать. Не знаю оцифровали ли книги в Оренбурге. Мне повезло - Вологда и Новгород активно оцифровывают и выкладывают.

      Удалить
    2. Кстати, еще можно посмотреть на сайте мормонов - My Heritage. Они у себя собрали огромную коллекцию оцифрованных книг.

      Удалить
    3. Вот здесь можешь еще информацию по Оренбургской губернии поискать https://forum.vgd.ru/1860/

      Удалить
    4. И вот здесь очень много материалов по Оренбургу (там и метрические книги лежат в альбомах, обрати внимание) https://vk.com/club163258126

      Удалить
    5. Посмотрела по группе Однодворец вВвконтакте.
      Вот эта женщина Ташлой занимается, можешь ей написать.
      https://vk.com/maiya_ulyanova

      Удалить
  17. САша, и восхищена твоими раскопками! Я по предыдущим твоим ссылкам немного походила и всё, так мне скучно стало... А ещё возник вопрос, а что если не православные? Но ты уже дала ответ. Хотя я даже не ведаю, какого вероисповедания мои предки были. Не, не буду копать.
    Саша, оказывается, у меня нет подписки на твой блог. А у тебя в блоге нет гаджета, чтобы подписаться. Расстроилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет у меня такого гаджета))). Не хотела устанавливать в свое время, а сейчас совсем уже неохота копаться.
      Наташ, если неправославные, то надо смотреть по конфессиям. Я со своими "полуполяками" ковырялась с католическим соборами, но потом поняла, что они все же православные были. Это сложно, Наташ, надо под волну желания попасть. Я вот сейчас уже почти полтора месяца отдыхаю)). Но чувствую, что скоро опять зудеть начнет)) и я опять начну копать.

      Удалить
  18. О, метрики!.. :))
    Привет, Саша! Давно не заглядывала, а тут такое! :)
    Мы тоже с мужем последние лет 10 ковырялись: и за деньги переписи заказывали, и по архивам копались... На форуме vgd давно и плотно сидели. Деревья свои в спец программе соорудили. :) У мормонов год назад погружались в чтения, но потом ведь там многое закрыли, разве нет?

    Нам попадались крестьяне Аполлоны! :)))
    А еще была интересная запись про "поддаеного Китайской Империи", который женился на русской, принял крещение с именем Николай и остался в русской деревне. Вот история. :)

    Вообще это действительно живая история... Погружается с головой.

    У нас с мужем Тульский архив - с ним еще повезло, а у меня еще и Йошка-Ола, Сернурский район - там отвечали, что не сохранилось архивов (мы вели официальную переписку, на бумаге, по старинке, ждать приходилось...).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я теперь только с телефона, писать не особо удобно, да и ошибок много получается - прошу пардону...

      Удалить
    2. Насть, я у мормонов не смотрю. Мне повезло, мои книги все выложены, а часть я купила (уфимские) у волонтера. Но к мормонам можно пройти через анонимайзер, я просто не смотрела как. На форуме вгд есть инструкция. Мне надо будет еще Казахстан потрясти, собираюсь с силами)). Там переселенцы мои жили в начале 20 в.

      Удалить
    3. Я у мужа спросила про мормонов, он говорит, что да - сейчас надо просто через иностранный адрес входить. Но мы как раз раньше успели там как следует покопаться в архивах.

      А вообще конечно сейчас все проще с архивами... :) Лет 10 назад мы заказывали отдельно перепись начала 20 века по нашим местам, справки о смерти (ради дат) и прочее... У мормонов кажется года два уже назад "ночевали" он-лайн на сайте с архивами.

      Очень конечно много интересного.
      Помню, что-то искали конкретное по родственникам, а выяснили, что в селе был массовый мор - холера. Смотришь в эти записи и волосы дыбом - по 200 человек в день умирало.

      С Казахстаном удачи! :)
      Интересно, как там с архивами...

      Удалить
    4. О, про медицину ужасно интересно. Меня потрясло, как оспа и тиф бушевали. А еще я в уфимских метрических книгах 1910-1917 гг. впервые увидела причину смерти "рак". Вот уж удивительно, деревенские книги.

      Удалить
    5. Да, нам "рак" несколько ращ попадался, мы тоже удивились. Наверное, это от квалификации врачей зависело. А то "от старости, от немощи, от сухотки, малоумная, натурально, от младенческой, от Антонова огня, от головной боли"...

      Про эпидемии читать было жутко, а про ту холеру стали искать и нашл сначала, что умер какой-то переселенец, и потом понеслось...Я нашла отчет коммиссии врачей, оказалось, что началось все в Петрограде, оттуда понесли все в деревни. А в "нашем" селе был пруд, в котором стирали бельё, оттуда же поили скотину, мылись... Ну и вот.
      Удивительно, как записи все хранят (и повезло, если они сохранились, да еще и читабельны - у тебя еще приличные дьячки-писари попались! ;))) ).

      Кстати, у нас в записях по той холере писал, писал "куриной лапой" писарчук, мы плевались, ругались на него, в потом вовсе кривой у него почерк... А следом уже щапись о его смерти самим священником сделана. Вот так получилось...

      Удалить
    6. А я еще видела жуткие записи в книгах 1918 года "убиты при погроме". Ворвались в дом бандиты и убили всю семью - родители, дети. "Выстрел из револьвера" - в описании.
      Про почерк - я еще найти не смогла сейчас - один писал наклоном влево и с готическим шрифтом острым)), это был ужас. И еще чернила - есть выцветающие и тогда жуть. Вообще все это очень захватывает. И еще детская смертность = это кошмар. Рождаются и через три месяца умирают. Смертность была жуткая.

      Удалить
    7. Вот это да!..
      Время конечно было тяжкое. Но жили, плодились...В "паспорте" начала 20 века видела в разделе про детей графы "родился" и "выжил".

      Запичей про погромы не попадались (грабеж и убийства были), но когда искала информацию про историю марийские архивы (по маме родня оттуда), то наткнулась на отсканированные донесения про поджоги и нападения бандитов на обозы с провизией. Часто это были просто голодные и злые местные крестьяне, с которых три шеуры в прямом смысле драли: мой прадед должен был сдать три шкуры в то время, как у них одна полудохлая корова была!.. За невыполнение были штрафы.

      Ну и архивы жгли, чтобы заодно некие сомнительные документы уничтожить и концы в воду.

      Короче, начинаешь погружаться туда и "пучина ея поглотила"... :)))

      Удалить
    8. Это точно. Я когда погружаюсь, то начинаю нервничать, честно... Недавно раскопала, что у деда была жена первая, до того как он женился на бабушке. Никто в семье не знал. А я раскопала. Но сейчас уже сказать это некому... Так я и останусь с этой новостью. Кто она не знаю. Просто нашла запись в его личном деле о жене ДО того момента, как он женился на моей бабушке. Но их самих уже больше полувека нет на свете и не найдешь информацию. Это уже при ЗАГСАх было... Я потом про ЗАГСы тоже напишу. Раскопала много, но там надо выстраивать линию родства и подтверждать. А это сложно.

      Удалить
    9. Иногда бывает, что и есть кому рассказать, но им это не нужно... Мы тоже насобирали, дерева "взрастили", нагли утерянных родных, связались и заново знакомились с ними...Но как-то все односторонне.

      Я вот тоже нашла подтверждение, что прапрадед мой изменил фамилию (в семье была такая " легенда", но это оказалось правдой) и уехал из Москвы в деревню. Но это уже никому не интересно.

      Муж искал могилу своего деда на Ваганьковском кладбище (тот ушел из семьи, оставив двоих сыновей, один из которых отец моего мужа), несколько лет потратил, подписывал имена усопших в каталог для доступа на сайт по московским кладбищам (владелец сайта умер недавно, тема про поддержку его сайта была на вгд-форуме). Нашли, ура - там и прабабушка и прадед моего мужа, и дед с ними. Могила заброшена. Отец никак не хочет подтверждать права на нее - не хочу и все. А без него никак, прямой родственник нужен. Вообще ничего не нужно и не интересно.

      А мы еще порой удивляемся как рвутся связи и мы "иваны родства не помнящие"... Эх.

      Удалить