понедельник, 31 октября 2011 г.
Гулять?Гулять!:) Дом - Сказка. Дом З.Перцевой в Соймоновском проезде
Начинаем новую серию прогулок. Теперь будем рассматривать район Пречистенки (метро Кропоткинская). Замечательный район.
Сегодня идем смотреть доходный дом Перцовой.
У этого дома есть имя - "Дом-Сказка". С детства его обожаю. Он действительно сказочный. Называют его по-разному, то "Дом Перцова", то "Дом Перцевой". И то и то название правильные. Строил дом Перцов (Перцев), формально дом принадлежал его жене Зинаиде Перцовой (Перцевой). Поэтому такие разночтения:))) То есть это "Дом Перцовых":) Еще его называют "Дом-Сказка в Соймоновском проезде". К огромному сожалению сегодня это "закрытый дом", в нем располагаются службы УПДК (Управление делами дипломатического корпуса) и никаких экскурсий туда не проводится. И фотографий современных интерьеров в сети нет. Хотя историй, связанных с этим домом в сети можно найти очень много.
Во-первых, интересна история постройки дома. Здесь я не буду мудрствовать, а просто процитирую статью, написанную внуком владельца данного дома. Нашла я ее в в интернет-журнале "Русское искусство". Все остальные источники просто перепечатывают это интервью в разных вариациях:)
Так вот, Дмитрий Перцов (внук строителя и владельца дома, инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова) цитирует рукопись своего деда:
В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле. Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок, выходящий на эту площадь, на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины.
Вот дом Цветкова, который произвел такое большое впечатление на Перцова. Его называют Дом-Ларец (он построен по проекту архитектора В.М.Васнецова).
В этом доме располагалась картинная галерея Цветкова (конкурент братьев Третьяковых), а сегодня там французское военное представительство.
Фотография 1910-х гг.
Интерьеры картиннной галереи Цветкова (просуществовала до 1917 г, потом была "слита" с Третьяковской галереей).
А дом Перцова располагается в 2 минутах от дома Цветкова. Буквально за углом:)
Вот, что писал о создании своего дома сам Перцов в неопубликованных мемуарах:
"Памятуя обещание, данное мною И.Е. Цветкову, — построить дом в русском стиле и считаясь с тем, что место постройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к заданию, я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности», при этом для нормировки проектирования я выработал с городским архитектором Н.К. Жуковым, применительно к участку земли, план дома и предложил конкурентам придерживаться его. Первую премию я установил в 800 рублей. И вторую — в 500 рублей, но оставил за собой право личного выбора для постройки любого из премированных проектов. В жюри конкурса я пригласил В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля, И.А. Иванова-Шиц, С.У. Соловьева и С.В. Ноаковского, предложенного мне дополнительно Л.М. Браиловским. Первая премия была присуждена А.М. Васнецову и вторая — С.В. Малютину. Л.М. Браиловский был обижен результатом конкурса: за него был подан всего один голос — С.В. Ноаковского. Проект А.М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, и я решил остановиться на С.В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект. "
"На конкурс Малютин представил проект в стиле русского ампира, который, будучи интересным по замыслу, не вполне отвечал первому условию задания. У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку - трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседа Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку - особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью."
"Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным - в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным."
Всё, больше цитировать не буду:), но и не процитировать не могла. Уж больно красив и сочен старый русский язык, да и мысли владельца дома при выборе варианта проекта замечательные. Остальное из истории дома вы можете сами прочитать в той статье. Скажу только вскользь, что в подвале этого дома некоторое время располагалось модное кабаре "Летучая мышь", а после революции в одной из квартир проживал Троцкий:) Остальное (если интересно) смотрите по ссылке :)))
Теперь будем смотреть мои фотографии и любоваться самим домом.
Вот такие строгие змеи с сильными хвостами охраняют покой дома и поддерживают балкон.
Кстати, видите, у дома 2 адреса Соймоновский проезд, дом 1 и Курсовой переулок, дом 1. Дом стоит "на стрелке".
Это тот самый острый угол, о котором писал Перцов.Угол с "готической" башенкой.
Дом полон разных фантастических существ. На крыше сидят драконы и птицы.
Видите на фронтоне узкие морды драконов? Вот один на нас смотрит хитрым глазом.
А вот вторая морда дракона, рядом с "солнечным" балконом.
Вот волшебные птицы над входной дверью.
Вот еще одна волшебная птица - Сирин.
Вот фантастические керамические рыбы с мощными хвостами. И волшебный зайчик:)
А вот какая рыба!
Здесь на балконе рядом с кондиционерами притаилась тоже рыба:), хоть она и похожа на сидящую сову.
Смотрите какие красивые парадные двери.
А вот на самом верху балкон с золотым куполом, который Малютин назвал "Беседа Царицы". К сожалению из-за разросшихся деревьев его сложно сфотографировать.
Зато снизу его удобно снимать:) Какая красивая геометрия!
А какая замечательная майолика на этом доме. Ее выполнила по эскизам Малютина художественная артель "Мурава",та самая, которая изготавливала барельефы на доме церкви Троицы на Грязех (о которой я писала раньше).
Ну а теперь еще несколько фотографий:))) Если еще не утомила)).
Раскопала хорошие фотографии интерьеров дома, сделанные в 1907 г.
Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме пятнадцать лет. Часть квартир дома сдавалась в наем (ведь это был доходный дом), а его квартира занимала три этажа с отдельным выходом. Вот, что он писал в мемуарах:
"Отделка нашей квартиры захватила часть лета 1907 г. Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальную с нишей и восточную курительную комнату отделывал мебельщик Коршанов, а столовую русского стиля, как и вестибюль, и лестницу, — кустари, выписанные С.В. из Нижегородской губернии. С.В. лично руководил резьбой стен, арок, наличников, столовой мебели и всеми работами по отделке комнат. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы — из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой обделан в виде изразцовой майоликовой печи. Столовая вышла строго стильной. Половина салона от входа с площадки лестницы отведена под кабинет. Красивы вышли хоры с библиотечными на них шкафами и широким под ними камином. В большом окне ниши вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя». Картина Малявина «Мужик» была вделана в стену над письменным столом. Под широким, во всю стену, трапецеидальным окном с зарисованными цветами и арабесками стеклами стояла дубовая, с резьбой, скамья. Березовая резная арка, с резным окошечком, отделяла от столовой «Думку», на стене которой против арки висело большое синее полотно Рериха — «Заморские гости»: В общем, вся отделка первого и второго этажей с соединяющей их лестницей была интересно задумана и любовно выполнена под непосредственным руководством С.В. Малютина, проявившего не только массу вкуса, но и много практичности. " Давайте зайдем у нему в гости:) Через сто лет...
Вот лестница, ведущая наверх. Искала в сети хоть какие-то фотографии того, что сейчас осталось внутри. Ни одной публикации:( Только один жж-шник написал в комментариях, что регулярно там бывает по работе и, по его словам, от всех этих интерьеров осталась только лестница. Но уже без витражей.
Это передняя.
А вот это фотографии столовой, оформленной в старорусском стиле.
На диване сидит хозяйка дома Зинаида Перцева.
Я люблю всматриваться в интерьеры. Когда форматировала фотографии, обратила внимание, что над диваном висит такая знакомая картина. Мучалась недолго:) Открыла дома фотоальбом "Третьяковская галерея" и просмотрела картины начала 20 в. Ну конечно же! Н.Рерих "Заморские гости".
Уже потом, когда наткнулась в сети на мемуары Д.Перцева, то прочитала там, что действительно эта картина висела у них в доме. У Рериха было несколько повторов этого сюжета, одна из картин (1901 г) сейчас в Третьяковке, другая картина (1906 г) в Русском музее в Питере. Куда ушла эта картина не знаю.
Рассматривать интерьеры безумно интересно.
На фотографии видно окно столовой. Значит она была на втором этаже. Вот тут, где дивный балкончик с солнышком и цветочками.
Другого такого окна в доме нет. Там все окна индивидуальны. Ошибки быть не может.
Дом великолепно расположен. Напротив него (в шаговой доступности) Храм Христа Спасителя.
Вот так смотрится со стороны дома Храм.
А вот так смотрится сам дом из парка, окружающего Храм.
А это вид на дом с высоты часовники возле Храма. Обратите внимание, металлическая, выгнутая ларцом крыша - это крыша того самого "Дома-Ларца" Цветкова, о котором я писала в самом начале поста. Эти дома располагаются рядом.
К сожалению эта фотография не моя:), нашла в интернете.
Другой своей стороной дом смотрит на Москва-реку. За рекой здания бывшего "Товарищества Эйнем" (сладкой фабрики "Красный Октябрь"; сейчас там нет фабрики, там сейчас организован выставочный центр, я об этом писала вот тут). Фотографии Дома и фабрики прошлогодние. Была там буквально на днях, снимать не захотелось:((( Весь фронтон бывшего "Красного Октября" завешан рекламными плакатами. Уродуют все. Не поднялась рука фотографировать. Лучше смотрите на эту фотографию, сделанную в октябре прошлого года.
Сегодня на очень красивый дом Перцова смотрит наш монстрик Петр I Церетели. Смотрит и грустит:) Сколько лет он еще простоит? Монстрика я показывала тут и тут.
С борта пароходика Дом Сказка выглядит как игрушечный кукольный домик.
А с другой стороны реки вообще смотрится как кукольное царство. Эта фотография, увы, не моя. Но она мне нравится, и я ей завершаю свою экскурсию:)))
В этот раз фотографий ОЧЕНЬ много. Извиняюсь:))) Но уж очень мне этот дом нравится.
p/s Кстати, фамилия владельцев дома все же ПерцОвы, а не ПерцЕвы. Это можно увидеть в справочнике "Москва 1917 г.", стр.380
В последней строке третьего столбца читаем: "ПерцОв Петр Николаевич, инженер путей сообщения":)
А Курсовой переулок носил до 1917 г. название Нижний Лесной переулок:)))Поэтому и адрес у Зинаиды Алексеевны и Петра Николаевича Перцовых указан "Нижний Лесной переулок, дом 1". Вот как много можно узнать, порывшись в интернете, справочниках и путеводителях:))) А на металлической табличке дома ошибка:))), как и в большинстве статей в интернете:)))
Кстати, на этой же странице справочника "Москва 1917 г" записаны и Перловы (владельцы Чайного домика).
Обнимаю!:)
Это был тот самый "сказочный" сюрприз. Еще хотите "про домики"? Не надоело?:)))
Я немного устала, беру паузу. Но обещаю еще написать попозже про дома на Пречистенке. Там такой красивый дом Кекушева:) Напишу. Скоро. Тем более, что мы с Димой там на прошлой неделе проводили "фотоохоту":))Это я так ребенка к архитектуре города приобщаю. И нам так повезло, мы сфотографировали изнутри Академию Художеств. Эх, нас только пусти:))) Мы всех обаЯЯем! Нам столько позволяют...:))) У нас видимо физиономии располагающе-любопытствующие:)))
Акварель Малютина "Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой" 1907 г.
Off, он же p/s: Не переквалифицироваться ли мне в управ..., тьфу, экскурсоводы:))))
Иди Саша в экскурсоводы :) Я первая к тебе в группу записываюсь :)
ОтветитьУдалитьага. а я буду вторая, и третью с собой приведу :-) Сколько раз видела этот сказочный дом, но СТОЛЬКО интересного про него узнала только из твоей "экскурсии", Саша ! Спасибо !!!!
ОтветитьУдалитьСаш, переходи в экскурсоводы! От желающих с тобой ходить на экскурсии отбоя не будет!
ОтветитьУдалитьДома такие красивые и сказочные! Фотографии с интерьером рассматривала с огромным удовольствием и интересом!!!!
Саша, спасибо за рассказы. Домик фантастический, потихоньку буду собирать список, что воочию нужно увидеть в Москве, после твоих-то рассказов :))
ОтветитьУдалитьИ как же жаль, что внутренние интерьеры утеряны, но еще жальче видеть коробки кондиционеров на стене дома... Как же с этим бороться?..
Ну вот, уже компания собралась:))) Правда Архнадзор с департаментом мэрии меня опередили:)) Дня два назад видела по ТВ, что они уже проводят:)))) Смешно, они как раз шли по нашим с Димкой следам - до дома Кекушева:)))
ОтветитьУдалитьЗа кондиционеры и наружную рекламу, уродующие здания нужно "бить рублем", только так:))) ничего другого наши арендаторы и владельцы зданий не понимают.
ОтветитьУдалитьСпасибо за чудесный рассказ!
ОтветитьУдалитьА вот интересно,
этот дом охраняется государством как памятник архитектуры, потому имеют ли право менять внутри дома интерьер : перкрытия, роспись потолков/стен,всё то, что сделано было первыми владельцами нынешние , так называемые, хозяева?
Интерьеры потрясли!Спасибо за диссертац... ой,экскурсию!
ОтветитьУдалитьОчень красивый дом и чрезвычайно интересный рассказ!
ОтветитьУдалитьСпасибо за труды, замечательная экскурсия.
ОтветитьУдалитьЯ рада, что вам понравился рассказ. Мне очень нравится этот дом, поэтому было очень интересно копаться в "первоисточниках". Действительно, диссертация:)))
ОтветитьУдалитьНаташ, я тоже думаю, что не имеют право. Безумно интересно взглянуть КАК там сейчас.
Однажды в троллейбусе я разговорилась с пожилой дамой, которая жила после войны в этом доме в коммуналке. Она рассказывала об интерьерах.
Саша, ааааа... Моя любимая Пречистинка и Кропоткинская. Как же прекрасно, как удивительно ностальгически чудесно!!! Дорогая моя, спасибо тебе за это чудо воспоминаний, волшебство, которое произошло со мной, когда читала твои заметки и смотрела фотографии. Сколько же раз было там хожено-перехожено, езжено-переезжено. Самый мой любимый был маршрут по набрежной и пешком и на машинке. А сколько крыш я там облазила в юности:-))) Сказочный домик был мой самый любимый.
ОтветитьУдалитьМожет тебе организовать экскурсии выходного дня? Я тут вот стала изучать Сан-Франциско и могу тебе сказать, что тут масса частных гидов, которые водят группы по выходным или по каким-то определенным дням. Это очень интересно.
спасибо за экскурсию, очень любопытно)))
ОтветитьУдалитьСаша,спасибо!
ОтветитьУдалитьУ меня вопрос:а памятник Петру на Москве-реке еще и нынче там?Или как?
Саша, спасибо! Интересно бы посмотреть, что там внутри осталось. Жаль, что туда нельзя попасть.
ОтветитьУдалитьСаша, спасибо большое за такие виртуальные экскурсии, интерестная все таки ситуация с фамилией, чудесная у нас страна))) Я прям как то заново начала влюбляться в свой родной город, у меня с Москвой как то в последнее время холодок пробежал))), а тут прям и любовь и гордость проснулсь))). Спасибо.
ОтветитьУдалитьСашуль, я видя даже обновления у тебя в блоге специально уставшей, среди ночи, не приходила в гости, чтобы вот так, как сейчас с кофеем..в тишине прочесть и рассмотреть все от корки до корки! Абалденный ДОМ! Какие там интерьеры..просто невероятно, как раньше люди строили..жаль фотографии черно-белые!
ОтветитьУдалитьА я только сегодня пост про русские интерьеры выложила..ищу сейчас много..читаю..мало на что посмотреть можно, а ведь русский стиль - это не только хохлома и т.п.
П.С. откуда ты столько знаешь? что читаешь?
Спасибо, девченки! Я рада, что вам понравилоь. Завтра перечитаю комментарии. Сейчас вай-фай обрубится:))) 21 час, пора бай-бай!
ОтветитьУдалитьСаша, да ты просто телепатка! Вот не поверишь, я надеялась, что следующим домом будет этот. И - ты меня услышала, наверное ))) Душевнейшее тебе спасибо!
ОтветитьУдалитьСаша, спасибо тебе! Пост изумительный. С таким удовольствием прочитала. Иди, иди в экскурсоводы! У тебя несомненный талант)))
ОтветитьУдалитьНу зачитываюсь,просто зачитываюсь!!! Сашенька - в экскурсоводы тебе прямая дорога, тут однозначно, бесповоротно и безапелляционно :-))))) Спасибо за экскурсию!!!
ОтветитьУдалитьНу вот, утро и вай-фай с нами:))0
ОтветитьУдалитьМогу ответить. Света, Петр стоит и стоять будет:))) Демонтировать его сложнее, чем ставить. Да и дорого.
Я очень рада, что этот дом вам понравился. Я его обожаю.
Наташ, я много копаюсь в интернете и у меня много дома путеводителей.
Недавно купила очередную партию книг "Москва, которой нет", пока только пролистала:))) Скоро прочитаю.
А вообще-то в сети все есть. Нужно только правильно формулировать вопросы в поиске. Ну и время:)) Я этот пост готовила почти год:))) Серьезно.
Уйду в экскурсоводы:)))Еще месяц издевательств на работе и уйду в экскурсоводы:)))
ОтветитьУдалитьСаша, а ты уже переквалифицировалась :о)) Вчера перед сном спокойно (все уже спят) прочитала твою экскурсию. И ночью снилось, что мы с мужем гуляем по Москве, а я ему рассказываю о знакомых домах (знакомых - потому что ты рассказала) :о))) Вот какова сила твоим экскурсий! :о)
ОтветитьУдалитьЭто же целое историко-архитектурное изыскание надо было провести ...такой труд !!!
ОтветитьУдалитьСпасибо !!!!!!!!!!
Сашенька, пока читала пост, столько всего захотелось прокоментировать, но оказалось, что я не оригинальна: кондиционеры - жесть :( Возмутило, что в охраняемом государством здании не осталось ничего, кроме лестницы... но прочитав о спутнице из коммуналки, многое поняла. Огромное спасибо за экскурсию!!! Я уже вышла на работу, поэтому когда они у меня теперь в реале будут - неизвестно. Буду гулять с тобой :)))Ну и самое главное (в чем тоже не оригинальна) - до сих пор не проитала не одного поста из серии "Гулять?..." потому что вижу их только на работе, а хотелось почитать именно так, как сейчас: спокойчно, с чашечкой чая... Я даже уже уснуть спела, пока с малым прилегла (скучает он), а потом проснулась и поняла - я же ЕЩЁ НЕ ДОЧИТАЛА!!! Ну и вот: сижу, читаю, наслаждаюсь :) Спасибо!
ОтветитьУдалитьНу вот, значит не зря писала:)))
ОтветитьУдалитьОчень хорошо, что нравится. Я потом соберусь с силами и отпочкую отдельный блог по прогулкам:))) Пусть там тоже будет информация.
Вернусь домой, напишу про Кекушева. Отсюда сложно грузить фотографии.
Ридер вчераумудрился так изменить свой интерфейс, что я никого читать отсюда не могу, увы:(
ОтветитьУдалитьСаш, спасибо за экскурсию! Я мимо этого дома в 2006 ходила (нас к монстрику вели, ага), и взгляд зацепился за балкончик со змеями, так что у меня есть фото этого дома )). Но если бы я раньше знала и про его историю, и про то, как он красив со всех сторон, то обязательно рассмотрела бы его получше ((. Так что тебе большущее спасибо за восполнение пробелов в моих знаниях.
ОтветитьУдалитьСаша,спасибо большое за такие интересные посты по Москве,кажется,начинаю в неё заочно влюбляться))))
ОтветитьУдалитьПриглашаю в гости за наградой!
И,Саш,подскажи (вопрос чисто технический)как у тебя текст перемежается с фото? у меня "блог" выкидывает все фотографии в самый верх создаваемого сообщения,хотя далеко не все там нужны! Или,наоборот,все фото внизу оказываются...страшно неудобно!
Саша, получила великое удовольствие от всех твоих замечательных прогулок! Подозреваю, что между работой и творчеством ты находишь время и работаешь гидом!
ОтветитьУдалитьДевочки, спасибо за комментарии. Оля, я ответила тебе в блоге.
ОтветитьУдалитьЛена, ты потом еще приедешь, я знаю:)))
Таня, эх, уйду в экскурсоводы:) Уйду!
Саша, картина Замоские гости из дома Перцова перешла на хранение в Вятский музей в 1919 году. А в Третьяковскую галерею из Павловского дворца (покупал ее Николай II) в 1957 году. В Русском музее (скорее всего) из коллекции сына. Но я не уверена. Кстати, в декабре 2017 года в Манеже откроется масштабная выставка Рериха. Б дут работы из Нью-Йорского музея Рериха.
ОтветитьУдалитьИнформация:
ОтветитьУдалитьКировский художественный музей.
Заморские гости. 1902 год. Картон, пастель. 55,5/75 см.
Внизу справа подпись: Н.Рерихъ. 1902.
Поступила из собрания Н.Н.Перцова в 1919 году.
Есть ещё одна картина в одесском музее. Написана в 1901 году, но из-за порчи холста переписана художником в 1910 году.
Спасибо, Люба! Он много копий нарисовал. Интересно сравнить их. Наверное, у всех есть особенности.
УдалитьВот нашла видео лекции: https://m.youtube.com/watch?v=ZhVsUv1Iw3o
ОтветитьУдалитьГоворят, порядка 13 (!!!) вариантов!
Кстати, в этом видео есть ответ про инициалы Н.Н. Действительно, в Вятском музее хранится картина брата П.Н. И она не та, что на фото. Судьба картины с фото неизвестна. Она на много больше по размеру, чем картина в музее.
ОтветитьУдалить