понедельник, 28 марта 2022 г.

Рисунки из детства

Как и обещала покажу свои детские рисунки, которые лежат на старой квартире. Они детские-детские. Первые рисунки относятся к 5 годам.

Это я)). Сама себя нарисовала лет в 7.

А вот это альбом с рисунками, который был сделан папой (это большие листы, больше формата А4), которые были прошиты и связаны ленточками. Сейчас они опять разобраны на листы и лежат в папке. Это рисовалось и подписывалось мной в 5-6 лет. Поэтому разобрать текст сложно)). Но можно. Вот тут я разобрала текст --- "Мои рисунки альбом. Отправляю на выставку-конкурс. До свидания."))) Оооо, пока я разобрала, что там написано, голову свернула)).

Это домашняя картинка - кухня, на кухне наша семья. Бытоописание. Мама что-то готовит, папа читает газету, я бегаю (сижу под столом)). Мама меня зовет: "Саша!" - это папа дописал, он у нас был очень юморной)). Окно между ванной и кухней, в ванной сушится белье. Очень реалистичная картинка.

Это тоже бытоописание. 6 лет. Кухня, мама моет посуду, я подметаю. Под раковиной химические бутылочки для уборки, на плите кастрюля с супом, на столе клеенка в клеточку и зеленый сервиз в белый горошек (сахарница до сих пор живет на даче). Обратите внимание - плафон люстры не плоский... Недавно зацепились языками на Дзене с дамой психологом, которая анализирует детские рисунки и она сказала, что это очень интересный рисунок - не по возрасту объемность)). В таком возрасте рисунок должен быть плоским. А тут плафон объемный. 

Это душераздирающая картинка))). 5 лет.  Название написано мной --- "Висит мой портрет на солнце")). Внизу "перевод" подписан папой. 

Это тоже 5 лет. Подписано папой - "Наша улица и наш двор". Это дом, в котором мы жили до 1973 г. на улице Гарибальди. Горка на детской площадке, грибочек и песочница, деревья, улица, переход. Очень реалистично.

А это то ли мой портрет, то ли мамин... Тоже 5 лет. Красотуля. Когда-то давно я его уже тут показывала.

Я не знаю кто это))). Дама, птичка, собачка)).

А это уже лет 7 (судя по подписи). Мама идет в институт. Мама работала преподавателем и очень любила наряжаться на работу.

В своих рисунках я не просто "изображала окружающую действительность")), но и боролась за все хорошее и против всего плохого с плохими привычками папы (к примеру)). Он очень много курил. В 35 лет он выкуривал в день 3-4 пачки болгарских сигарет БТ. Это было ужасно. Он постоянно был с сигаретой (даже на прогулке с дитём, то есть мной)).

Я посерединке в белой шапочке (мне 2.5 годика), папе 30. Сигаретка на месте).

Он писал диссертацию, его группа проводила эксперименты в подвальных лабораториях института и они все курили как паровозы. Так было принято. Техническая интеллигенция, молодые инженеры все были с сигареткой в зубах. В лаборатории постоянно висел дым. Когда он попал в больницу с сосудистыми проблемами ног его провели по палатам прооперированных молодых мужчин, которые лишились ног, из-за закупорки сосудов. Его это мгновенно отрезвило и в 35 лет он (дымивший как паровоз с подросткового возраста) резко бросил курить. Очень сильный характер был у отца. Надо было принять решение и тогда всё... Исполнял. С тех пор он не переносил запах сигарет. А до того его и уговаривали, и объясняли... Кстати, я тоже ненавижу запах сигарет (кроме трубочного табака) и не курила НИ разу. С детства табу)).

Даже я участвовала в программе: "Перевоспитаем папу")). Вот вам плакат "От курения вырастает БОРОДА!" И устрашающий Карабас Барабас на плакате!)). Вот, папа, будешь курить и тоже будешь с бородой! :)))) Это я рисовала в первом классе. Отец этот плакат очень ценил)). Кстати, это все рисунки на бумаге большого формата, которая используется для гуаши. 

Когда в 7 лет стало ясно, что рисование для меня очень важно и что самое главное - мне это интересно, родители решили записать меня на занятия в изостудию Дворца пионеров. Стоял выбор между записью меня в музыкальную школу или в изостудию. Победила Я))), то есть мои желания. Музыкой я категорически не хотела заниматься, а рисовать хотела так же категорически. Дома не переводились краски, папки с бумагой для гуаши, карандаши и кисточки.

В изостудию Дворца пионеров был отбор. Занятия велись бесплатно (тогда все кружки были бесплатны), но для того, чтобы вас зачислили в студию нужно было в первую неделю сентября прийти во Дворец, подойти к столику с надписью "Изостудия", где сидели учителя-художники и показать свои работы. Мы принесли целую папку с рисунками и вот этого клоуна "комиссия" очень долго рассматривала. Именно этот рисунок стал определяющим для решения о принятии меня в изостудию. Взяли! И я с 1 до 9 класса дважды в неделю ходила рисовать. 

О том, как много лет назад я с 8летним Димой сходила во Дворец пионеров и зашла в свою изостудию я рассказывала тут в 2009 г. Там почти ничего не изменилось со времен моего детства. Сейчас не знаю как там дела (у них ремонт планировался). А тогда все было вот так.

Меня пустили туда пофотографировать и даже спросили у кого я занималась. Я вспомнила, что у нас были учителя Виктор Хесин и Надежда Воинова. Хесина помнили!!! Хотя прошло с того времени 35 лет. "Ученица Хесина пришла!" Было приятно...

Мы рисовали там на мольбертах. С собой приносили краски и любимые кисти, остальное все предоставляла студия. Чаще всего рисунки оставались в студии. Я не помню точно можно ли было их забирать, но у меня дома их почти нет. Дома у меня был переносной (складной) мольберт, который был нужен для работы на пленере, куда нас регулярно вывозили. Я помню, что два моих рисунка ушли на международный конкурс - цирк на Вернадского и связка лука над плитой на кухне. И они даже взяли какие-то награды. Картину с цирком потом выставляли в фойе кинотеатра "Алмаз" на Шаболовке и мы с родителями ездили туда на трамвае смотреть выставку работ школьников... Было приятно.

Это фотография моего учителя - Виктора Хесина, который занимался с нами. Изображение взяла тут. Это фотография 1976 г. Я пришла в изостудию в 1974 г. и до 1983 г. ходила на все занятия. По четвергам раз в месяц нас водили в Третьяковку и в Пушкинский музей, где нам рассказывали о художниках, о картинах, о стилях живописи. Я очень благодарна Дворцу пионеров за такое мое образование. Это бесценно. 

Дома лежит вот такая папка с рисунками и набросками. Оттуда я и показываю вам свои картинки. Там в основном домашние зарисовки.  Все не стала фотографировать, но кое-что сняла.

Это портрет мамы. "Мама Галя. Нарисовала дочь Саша 20 декабря 1977 г". Мне 10 лет.
 
Это рисунки на космическую тему - стыковка "Союз-Апполон". Тоже лет 10, наверное.

Это натюрмортики...

Это тоже натюрмортик. Я думаю, что это лет в 13 я рисовала. Взрослых рисунков там в папке нет вообще. Они все остались в студии.

Вот это набросок того самого лука (связки лука), который висел у нас на кухне над плитой. Вот эта акварель мне запомнилась. Она была очень удачная. Но, увы, остался только карандашный эскиз. Вот такая память. Разберу фотографии со значками и коробочками от подарков с Кремлевской елки (все это мы нашли на антресолях).



59 комментариев:

  1. А у тебя талант, Саша, к рисованию то!
    так интересно было порассматривать, спасибо, что показала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле хороших рисунков дома не осталось)). Но забавные есть. И память есть), что они были.

      Удалить
  2. Саш, прям погружение в детство получилось)) Рисование - моя боль. У родителей с прямыми руками и талантом к черчению родилась я. Та, кто даже по линейке ровно провести прямую не может))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня родители не рисовали вообще)). Точка-точка-три крючочка-ручки-ножки-огуречик --- вот и вышел человечек)). Поэтому хвалили за любую муру в красках)).

      Удалить
  3. Саша, какая ты художница, я восхищаюсь!!! Молодчина!!! Рисунки замечательные, особенно совсем детские на бытовые темы удивительны, а учитель - настоящий художник, внешность такая соответствующая профессии, так себе и представляла художников всегда!!! Представляю, с каким интересом и удовольствием ты занималась во Дворце пионеров, да ещё такие интересные экскурсии регулярно проводились, вот раньше образование давали, вот это я понимаю!!! Здорово!!! Спасибо, что поделилась!!! С удовольствием прочитала и полюбовалась!!! Хочется продолжения!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, это так здорово, что в детстве была возможность в кружках заниматься. Хорошо, что меня в музыкальную школу не ткнули)), не осталось ощущения обязательности. То, что хочу, то и получила. Спасибо родителям, не давили.

      Удалить
  4. А меня вот отвели в музыкальную школу, хотя просила в изостудию. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Саша,как здорово,что ты опять вошла в пишущий период,поностальгировала вместе с тобой,сейчас все больше душерездирающих впечатлений,отдохнула просто на пупсиках ,да рисунках, значит будет мир.
    Я не рисовала,играла на пианино,дочка старшая у меня наоборот пошла в художку,по мне так это тяжело,лучше уж пианино)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, надо восстанавливаться. Будем делать то, что можем и все будет хорошо. Знаешь, кружок изостудия все-таки не художественная школа. Ни заданий, ни отчетов, ни оценок. Одно сплошное удовольствие от процесса рисования. Мне нравилось).

      Удалить
    2. Да,кружок намного лояльнее,мальчишки у меня ходили в кружок,получали удовольствие от процесса,а дочка намного лучше рисовала и собралась в школу,причём уже в классе шестом,трудно,ежедневные занятия,конкурсы,умоталась и в десятом ушла

      Удалить
    3. Конечно же, ведь кружок - это по сути игра с обучением. А школа - это настоящее обучение с отчетностью.

      Удалить
  6. Как же здорово, что все это сохранилось! Очень интересно рассматривать. У меня тоже кое-какие детские рисунки вроде бы лежат. Дедушка очень любил рисовать и у него неплохо получалось. Мы с ним вместе рисовали - срисовывали с каких-то картинок и фотографий, получались одинаковые рисунки, но у каждого свой.
    Саш, я тут на Галерее на твои альбомы с фотографиями наткнулась, хотела спросить кое-что. Можно тебе на почту написать, чтобы здесь "эфир не засорять"? Ну или здесь могу, как тебе удобнее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, где удобно. Можешь на почту valdy2005ster@gmail.com написать. Я буду ждать.

      Удалить
    2. Все, Саш, уже не актуально:) Углядела там у тебя остатки набора, хотела ценой поинтересоваться, но сегодня его уже нет.

      Удалить
    3. ААА, ко мне в воскресенье соседка по даче приезжала и я ей часть отдала, часть продала по 50 р)), просто чтобы дома не лежало. Остались цветочки, белочка и еще астры Риолис, которые я никак не постираю и не выложу.

      Удалить
    4. Угораздило же меня только вчера зайти, хотя эти фотографии там больше двух лет лежали))

      Удалить
    5. Да)). Я скоро выложу очень много интересного , Свет, я тут разбираю комод и понимаю, что никогда уже какие-то вещи ни вышивать, ни использовать не буду. Так что ...))

      Удалить
    6. Саш, а остатки от набора с астрами ты не будешь продавать/менять? И да, пора уже показать вышивку общественности))

      Удалить
    7. Да надо постирать, погладить, но лень)). Свет, я бы с удовольствием остатки бы продала, но ведь придется с почтой связываться. Меня это тормозит. Она у нас очень далеко, а я сейчас почти не выхожу из дома. Может летом буду более мобильна.

      Удалить
    8. Ну постирай уже:)) Про почту поняла.

      Удалить
  7. Родители тебя не только любили, а очень гордились, что у них такая необыкновенная дочь! Так бережно и трогательно сохранили твои детские куклы и рисунки. У меня все стремились выбросить. Правда что-то удавалось сохранить и если проявляла настойчивость, то не сопротивлялись. Знали, что позже выброшу сама. Когда придет время очередного отрубания хвоста прошлого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тань, я это понимаю. Сейчас особенно понимаю, что и отец обожал, и мама любила. Очень жаль, что я была одна. Им бы несколько детей, на всех бы хватило чувств.

      Удалить
    2. Мне кажется родители не смогли бы разделить свою любовь. Ты была и должна быть у них единственной.

      Удалить
    3. Может и так, Тань. Только одной сейчас тяжело. Хотя Дима всегда рядом).

      Удалить
  8. Саш, у нас все хорошие рисунки уходили в "педфонд". А в конце года можно было из оставшихся что-то забрать себе. Но там все классные рисунки уже были изъяты, а тащить домой "неудачные" работы не было смысла. Помню однажды мы попали на "выкидание" работ из художественного училища. Сколько там было классного маслом! Ну для нас это был верх искусства, а студенты тоже считали, что "неудачное" им не надо. Тогда я притащила домой несколько картин маслом, одну даже на дереве :))
    Слушай, у тебя на кухне не только плафон объемный, но и раковина. И да, для этого возраста это круто! Кстати, именно поэтому для малышей мультики рисованные, "плоские", а объемные (кукольные, к примеру) рассчитаны на более взрослых детишек. Так что твоя гениальность в видении объектов на лицо. И вообще большое обилие деталей, причем вполне различимых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, а может и у нас так отбирали, а потом из них выбирали, что на выставки пойдет, что на отчетные показы. Может поэтому у меня ничего и нет? Наверное так и было. Мы рисовали и акварелью, и пастелью, и гуашью, и маслом. Я потом все свое масло и складной мольберт отдала дочке подруги (в начале 90х), она так радовалась, не было ничего в продаже.
      А раковину я и не заметила)), действительно! Вот эта дама психолог сказала, что очень опережающе по возрасту был рисунок. А зацепились мы языками потому что обсуждали корявый рисунок 8-летней Алисы Тепляковой, которая с трудом нарисовала свою семью на прогулке. Ее рисунок по мнению этого психолога не дотягивал не то что до 8летки, но и до 6летки. А не то, что до гениального ребенка папаши Теплякова)).

      Удалить
    2. Саш, я училась в школе, у нас школы были платные (и музыкальные в том числе), а кружки в доме пионеров бесплатные. У нас была и история искусств, и скульптура, и резьба по дереву. Масла не было, так же как пастели, угля... их преподавали уже в училище. У нас только карандаш (рисунок), акварель (живопись) и гуашь (композиция). Правда на композиции проходили еще и орнамент с трафаретной росписью. Вот там помню, что заготовки олифой покрывали. Задавали очень много! Особенно на лето... Мольберт для пленеров у меня тоже был :)). А уж какие кисти-краски...! Мама же ведущая вышивальщица города - все "склады" для нее были открыты. Золотое время было :))

      Удалить
    3. Ух ты!!! Это серьезно! У меня это просто развлечение было. Мне кисточки беличьи и колонковые покупали с таким трудом... Был специальный магазин "Художник РСФСР" мы с мамой туда ездили за красками. Акварель ленинградская у меня до сих пор лежит 80х гг. Одну я протерла почти до конца, а вторая почти новая.

      Удалить
    4. Да, та самая "Ленинград" :). У меня до сих пор лежит. Еще была "Нева" в тюбиках :)). У нас требовали еще длинную палочку у кистей. Помню какой-то импортный набор таких - у них эти палочки были темно-вишневого цвета. У нас же маленький городок - все только "по блату" было, в свободной продаже ничего... Хотя "Неву" продавали, помню :). Я тогда состав кисточки с лету определяла. Сейчас и не вспомню...
      А по окончании нам выдавали бумажку, что мы можем работать художником-оформителем :).

      Удалить
  9. Потрясающе!
    Да, столько возможностей было тогда. И мне тоже кажется, что много бесплатного, или недорого. А вот мой муж помнит, что бросил музыкалку потому что нечем было платит.
    Рисунки рассмотрела с большим удовольствием. У меня мама все рисунки выбрасывала.
    А я хранила только рисунки сына, но он рисовал только до школы. А дочь вообще мало и плохо рисовала и всё сама выкидывала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, про музыкальную школу не скажу, так как сама не занималась. Может там были какие-то взносы или оплата? Я ходила только на рисование и английский язык (клуб интернациональной дружбы) во Дворец пионеров. Это было бесплатно. Я часть рисунков Димы храню, но он мало рисовал. У него Лего был в приоритете)).

      Удалить
  10. Саша, привет! заглядывала с надеждой в твой домик, так тревожно и тоскливо было...и вот новые рассказы и фото. ура! так интересно, трогательно. и так все близко и знакомо. почитала комментарии - у нас у всех были гэдээровские куклы, а еще - коробочки из под обуви с устроенными там комнатками для пупсиков. я тоже окошечки вырезала, вешала шторки, шила одежку, одеяла-подушки и т.д... :) но знаешь, мне кажется, что я до 10 класса играла в куклы :))
    здорово, что вы сохранили столько милых сердцу вещичек из детства. у меня, наверное, только несколько рисунков и осталось. жаль...много переездов было, все кануло куда-то.
    какие у тебя родители замечательные, и фото чудесное, гда папа смеется. а ты на маму больше похожа.да?
    рисунки твои детские такие смешные и забавные. летопись жизни семьи в картинках. очень интересно. можно и мультик снять по мотивам : Детство девочки Сани :)ой, про курение и бороду просто умора! :)))
    буду ждать твоих рассказов о детстве. оно у нас одно на всех...
    желаю завершения твоих хлопот с наследством. пусть все благополучно закончится. и пусть у всех все будет хорошо. обнимаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Свет! Рада тебя слышать. Да, я похожа на маму, и голос, и глаза, и лицо. Вот только масть (я светло-русая) и фигура в отцовскую породу. Перемешалось)). А Димка похож на меня и неожиданно на деда (моего отца). Значит и я на отца похожа...

      Удалить
  11. Спасибо тебе за такой подарок, с удовольствие прочитала и посмотрела всё.
    Я вот рисовать не умею, хотя долго и мучительно (для преподавателя) ходила в худ.школу, прежде чем окончательно поняла полное отсутствие таланта в этой области.
    Обнимаю тебя крепко-крепко!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Света! Живем, вспоминаем, двигаемся вперед. Все будет хорошо!

      Удалить
  12. Потрясающе, Саш! Родители молодцы, что дали возможность заниматься тем, что нравится тебе, а не тем, что им хочется!
    Я искренне завидую тем, кто умеет рисовать. Мне вот не дано, а жаль. Очень люблю рассматривать картины. Всегда поражаюсь как на плоской поверхности красками создают объем и глубину!
    P.S. рассматривала твои детские надписи. У меня сын тоже букву Я разворачивал в другую сторону 0)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Наташ, я им за это очень благодарна! Я очень упрямый и сложный человек. Могла бы возненавидеть музыку, но наоборот, полюбила, но чуть позже. А по поводу написания))), ты посмотри как я У писала!!! Это что-то! Старославянская азбука отдыхает! Есть что-то внутри сидящее в таком написании.

      Удалить
  13. Никогда бы не подумала, что мне будет интересно разглядывать чужие детские рисунки. Оказалось, интересно -)) Жаль, что я не занималась рисованием в детстве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, я рада, что тебе понравилось! Еще кое-что покажу. Нафотографировала там много.

      Удалить
  14. Чудесно,что можно рассматривать свои рисунки через столько лет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это так удивительно и очень чувствительно.

      Удалить
  15. Сашенька, какие молодцы ваши родители: они сохранили рисунки для вас и помогли сделать детство творческим и вашим, дав возможность выбора. Занятия детства, особенно если они нравились остаются с нами навсегда. У меня не было Третьяковки и Пушкинского, увы, но был журнал "Семья и школа", где печатали репродукции картин (они были ужасного качества) с их описанием. а так же мой дядя, который великолепно рисовал, став в последствии художником и журналы, которые он мне давал. И только потом были разные выставки и Русский музей. Многие познания у меня в этой области именно из детства.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, а я вырезала статьи о картинах и художниках с цветными иллюстрациями в "Огоньке", "Студенческом меридиане", "Работнице", "Крестьянке". И хранила их в папке. Помню как открыла для себя картины Константина Васильева, о котором впервые написали в "Студенческом меридиане". Раньше много интересного в журналах печатали.

      Удалить
    2. Все эти журналы читала и я . Кстати, папку с вырезками выбросила не так давно. А раньше все это было сокровищем. Меня "Студенческий меридиан" познакомил с Яном Вермеером и дал понятие "верлибр". Странно, что помнишь всё это и сейчас.

      Удалить
    3. Да, эти публикации давали нам столько знаний! Ведь не у всех была доступ к энциклопедии. А там было столько интересного.

      Удалить
  16. Саша, вот сейчас модно расхламляться, выбрасывать "ненужное", в лучшем случае предлагаю сделать фото того, что памятно.
    По мне лучше так, держать в руках частичку нашей жизни, жизни семьи, детства... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, я тоже считаю, что материальная память лучше цифровой. Цифра не вечна, да и нет ощущения реальности.

      Удалить
  17. Здорово!! Такие счастливые воспоминания! Все советские дети мечтали ходить в кружки и секции главного в стране Дворца пионеров! И я мечтала: смотрела с жадностью репортажи по телевизору, восхищалась мозаикой в холле. Твои воспоминания пробуждают и мои :о)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кать, это хорошо! Детство вспоминать всегда хорошо, тем более, что у нас оно было счастливое))!!!

      Удалить
  18. Здорово! Я в старшем возрасте мечтала научиться рисовать, даже на курсы записывалась.
    А в детстве мечтала играть на пианино, но у нас не было возможности, но когда переехали и я стала ходить в друг школу с пятого класса, у нас девочка пошла в музыкалку в первый класс, но тогда я уже не так сильно хотела учиться музыке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня дома не было пианино, надо было покупать как-то... Ну и я очень противилась всяким обязательным гаммам и прочему "учению". А рисунок - это же игра)).

      Удалить
  19. У меня сохранилась "папка" с рисунками из детского сада и то потому,что они были перевязаны бантиком и жалко было выкидывать такую память))
    А ещё тоже интересно с изостудией вышло.Меня водили в кружок рисования в дом пионеров в дет- садовском возрасте. Я хорошо запомнила кабинет, обстановку в нём,даже помню чучело вороны, мы её рисовали с "натуры"))
    И спустя 20 или 23 года я повела своего сына дошкольника в тот самый дом пионеров (правда его уже так не называли, это уже в 2000 годы были) в изостудию и каково же было моё удивление, когда мы пришли в тот же кабинет,где и я занималась и там ничего не изменилось,те же столы,стулья,даже ворона сохранилась!И баночки с кистями мы также с ним выходили мыть в туалет на этаже,где и я в детстве мыла))
    Такой откат в детство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да,и мы ходили баночки мыть в туалет)). И тоже была удивлена, когда увидела, что ничего не изменилось. Как в детство попала)).

      Удалить
  20. Саша, а ведь для меня это очень полезный пост и комментарии к нему тоже! Спасибо большое!
    Моему сыну сейчас 6,5 лет. Он рисует много и часто (дома в основном фломастерами, а в садике ходит на кружок - там гуашью и акварелью). Рисунков уже много. В сентябре пойдет в 1 класс, не знаю, будет ли он продолжать рисовать. Надо продумать мне хорошее место для хранения его рисунков и подписи на них сделать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташ, обязательно подпиши! А то потом вспоминаешь примерное время рисунка. И обязательно оставь ему лучшие рисунки на память.

      Удалить
    2. Спасибо, Саша! Обязательно сделаю!

      Удалить