воскресенье, 11 августа 2019 г.

Крестьянские дети


Этот год у меня сложный и мне категорически необходимо забивать свою нервную систему какой-то активностью. Весной, когда я очень переживала за судьбу своего птенца, я решила занять свои мозги поиском информации о наших семейных корнях. Сейчас немного отвлеклась от этой темы, но информации набрано много и  хочется систематизировать найденное. Потом зимой вернусь, перечитаю, вдохновлюсь и дальше полезу копать)).

Что я знала на момент начала розыска информации?

Критически мало. Мой отец - военный сирота, чей отец (офицер-артиллерист) пропал без вести в первые месяцы войны (август 1941 г.), а мать умерла в 1952 году. В офицерской семье было три сына, два младших воспитывались в суворовском училище, а старший оставался с бабушкой со стороны мамы. С 10 лет (с 1949 г.) отец воспитывался в Ленинградском суворовском училище и о семье практически ничего не знал. Нет, конечно он знал о родственниках - брат, его семья, двоюродная сестра и ее семья, какие-то внезапно всплывающие родственники из прошлого... с рекомендательными письмами от кого-то.  Но разобраться кто мы есть, как говорится "до 1917 г.", было совершенно невозможно. Его "индивидуальная история" начиналась в 1939 г. и была с огромными провалами. На мой вопрос "откуда мы?" следовал ответ - по деду моему (т.е. его отцу)  новгородские, по бабушке моей (т.е. его матери) вологодские. Меня полвека это будоражило. Мне было мало. Что значит новгородские??? Я хотела знать больше. У меня проблема "по всем фронтам", что по маме, что по папе. Революция 1917 г. так пропахала нашу историю, что я НЕ знаю (вернее на момент розыска) НЕ ЗНАЛА своих корней ни по отцу, ни по маме. Вся история семейного дерева начиналась в середине 1930-х гг. (когда поженились их родители) и никакие расспросы родни не улучшали ситуацию. Поколение моих родителей вообще мало интересовалось своими корнями. Жили "здесь и сейчас". Если бы я не принесла им нарытую мной информацию, то и ... "Шестидесятники" - вечно молодые, им не интересно прошлое... Мне так кажется.  А может это просто специфика моей семьи. Не знаю... В нашем окружении никто дальше двух поколений свои корни не знает. В лучшем случае имя бабушки назовут. Скажу сразу, современные линии родственников меня почти не интересуют. Я на этом не сосретодачивалась. Мне интересно откуда пошла фамильная линия. Решила раскрутить историю вглубь веков, так сказать)). Мне казалось, что это нереально. 

Села, задумалась. Что я имею? Моего деда звали Илья Михайлович  и он пропал без вести в 1941 г. Отец знал, что он был лейтенантом артиллерии, был рожден в Новгородской области в 1908 г. Он был из семьи, где было 9 детей. Отец мог назвать имена его братьев и сестер - дядя Ваня, две тети Ани (близнецы), тетя Валя, дядя Боря, сам Илья. Я знала только тетю Валю из Новгорода, но она давно умерла. У меня 9 детей подсчитать никак не получалось... Оказалось, что трое из них умерли во младенчестве.

С чего начала?

Я знала название деревни - Головская (Батецкого района). Сейчас этой деревни нет. Но есть рядом располагающееся село Черное, в котором находится церковь, в которой крестились, женились и отпевались все мои предки. 


Фотография не моя, взята из интернета (2017 г.). Храм Вознесения Господня. Красивое здание в классическом стиле, построенное в 1825 г. 

Огромное спасибо русской православной церкви, которая до 1917 г. исполняла роль единого статистического центра всей нашей огромной страны. Если у вас есть данные о рождении (или проживании) ваших предков на конкретной территории, то ищите к какой церкви относилась данная местность и где хранятся метрические книги этой церкви. В этих книгах вы найдете регистрацию и крещение рожденного младенца, с указанием родителей и восприемников (крестных родителей); запись о регистрации брака, с указанием имен жениха и невесты, их отцов, поручителей (свидетелей) на свадьбе; данные о смерти местных жителей. Там можно найти всю информацию по своим родственникам. Я сейчас покажу, как можно по одной зацепке найти массу информации о своей семейной истории.


Метрические церковные книги сейчас находятся в областных (городских) архивах. Я нашла нужные мне книги в Новгородском архиве. К моему счастью бОльшая часть из нужных мне книг оказалась уже оцифрована и выложена в открытый доступ. Так что мне повезло. Книги нужной мне церкви за 1869-1875 гг. и за 1884-1907 гг. уже оцифрованы и их можно просмотреть онлайн (после регистрации на сайте архива).

Я знала, что дед был рожден в 1908 г. (по данным военкомата, которые я взяла на сайте Память народа). А его отец родился в 1876 г. и умер в 1944 г.(мой отец был в Новгороде у родственников и видел захоронение). Значит мне нужна была книга 1908 г. и 1876. А их еще не оцифровали...

Сначала я немного расстроилась, что нет оцифрованных нужных мне книг 1908-1916 гг. и 1875-1883 гг. Даже писала в архив электронный запрос, пытаясь попросить нужную мне информацию о дедах и прадедах. Ответ получила очень быстро. Очень корректный, но совершенно неудобоваримый - запрос будет выполнен в течение 3 (!!!) лет. За копейки, но за 3 года... Слишком много запросов, слишком много сейчас генеалогических раскопок))), все увлеклись поиском информации о предках. Конечно же я не стала ждать три года). Есть варианты, как можно найти информацию быстрее. Во-первых, вы можете сами поехать в нужный вам архив и в читальном зале бесплатно взять эти метрические книги и изучать их. Но если у вас нет возможности добраться до архива (это мой вариант), то ищите местного волонтера, который вам поможет - сходит, просмотрит, найдет, скопирует (сфотографирует) и перешлет вам файл. Я зарегистрировалась на изумительном форуме (там безумно интересный пласт информации) - Генеалогический форум ВГД (тут). Поняла как искать, нашла людей, которые могут помочь, списалась с ними. В одном случае оплатила информацию (500 р.), в другом случае получила информацию абсолютно бесплатно. Так что вопрос о недостающих книгах я решила. На этом форуме собрались очень отзывчивые и очень щедрые на информацию и обмен знаниями люди. Если интересуетесь этой темой, то вам ВСЁ объяснят и помогут. Расскажут как читать книги, как искать в архиве эти книги, все объяснят. Там все разложено по огромной географии Российской империи, ищите свое исходное место и получайте информацию. Сразу скажу, что я еще "отработала" линию своей мамы и там я просто попросила такого помощника полностью сфотографировать метрические книги для ее семьи. А потом спокойно на собственном компьютере все просмотрела и нашла нужную информацию о ее отце, который сам не знал свое имя, точную фамилию, место рождения и год рождения. Я нашла это в 2019 г. Фантастика... Всё возможно, если озаботиться вопросом)). Сейчас я временно приостановила свои раскопки)). Во-первых, архивы летом закрыты, затишье и в интернете на форуме. А во-вторых я тормознула потому что, нужно же мне будет себя чем-то занимать темными зимними вечерами)). А мне еще искать информацию по Польше, Казахстану, Башкирии, Украине)). Есть чем заняться. Очень увлекательное занятие, скажу я вам. Затягивает. А чтение метрических книг на меня производит магическое действие)). Я погружаюсь в них и ...это трогает "до глубины души". Вот честно, пробирает... Читаешь и погружаешься. По дороге читаешь очень много исторической литературы. Короче, затягивает.

Ну что ж, поехали)). 
Покажу как я искала информацию. 
Мне повезло, деревня, в Новгородском уезде Черновской волости, в которой жили мои предки по отцу была не очень большая (30 дворов). Я искала в метрической книге информацию о своем прадеде. Так как дед был рожден в 1908 г.  и имел имя Илья Михайлович, то информацию о его отце Михаиле нужно было искать в имеющейся отсканированной метрической книге 1903-1907 гг. 


Вот эта метрическая книга за 1903-1907 гг. Оттуда я пошла искать информацию по всем предкам.
Я не буду утомлять данными сколько родственников я нашла (в каждой крестьянской семье было по 5-8 детей), так что все вокруг постепенно становились родственниками. А близлежащие деревни переплетались общими корнями. Я просто покажу как я нашла "основную линию" и довела ее от 1907 г. до 1746 г. Что называется "не сходя с дивана")). А началось все с этой метрической книги.


Именно там я нашла самую нужную информацию. Вот она - 4 февраля 1905 г. "деревни Головской крестьянина Владимира Максимова сын Михаил Владимирович, православного вероисповедания, первым браком, 28 лет" женился на "деревни Лобожи крестьянина Тимофея Гаврилова дочери Вере Тимофеевне, православного вероисповедания, первым браком, 23 лет".

Что можно выжать из этой информации?

1) Владимир Максимович - мой ПраПраДед по мужской линии, жил в деревне Головская. На момент заключения брака сына (1905 г.) он был жив.  Его отец - Максим (мой ПраПраПраДед). Отлично, имя редкое, деревня небольшая, найдем информацию и о нем)).

2) Михаил Владимирович - мой ПраДед жил в деревне Головская, в 1905 г. ему было полных 28 лет, я знаю, что он был рожден в 1876 г., значит информация совпадает.

3) Вера Тимофеевна - моя ПраПраБабушка, в 1905 г. ей было 23 г., значит она рождена в 1882 г. 

4) Ее отец Тимофей Гаврилов - мой ПраПраПраДед по женской линии и он тоже был жив в 1905. Если бы он уже умер, то в записи было бы отмечено "умершего крестьянина дочь". Так что можно искать информацию о нем в метрических записях до и после 1905 г. Он жил в соседней деревне Лобожи (ее сейчас уже тоже не существует). По той "ПраПраБабушкиной" линии Веры Тимофеевны теперь нужно искать информацию о Тимофеевичах - они родственники по ее линии. Кстати, я эту линию потом раскрутила. Там огромное море родственников с фамилией Гавриловы и Тимофеевы.

Теперь нужно написать самое главное. У крестьян Российской империи до 1920-х годов практически не было фамилий в нашем современном понимании. Фамилии были у дворян, мещан, священников, городского населения, крестьян-переселенцев с Малороссии, а основная масса российских крестьянских семей определялась по имени отца. То есть дети Максима записывались как Максимовы, Тимофея как Тимофеевы и т.д. Фамилии они получали, когда получали документы для выезда из деревни в город, призывались в армию или уезжали жить на другую территорию. Так как в основном все рождались, жили и умирали в своих родных местах и мобильность населения была минимальна, то реально они всю свою жизнь проживали без формальных фамилий и в метрических книгах церкви отмечались по имени отца. Потом пришел 20 век, деревня "двинулась в город",крестьяне начали получать документы и фамилии, а после революции законодательно у всех появились фамилии. И вот как раз от этого Владимира Максимовича и пошла наша фамилия Владимировы. Отнюдь не от князя Владимира)))))))))))))))))))))))))))))))))))))).  Ха-ха)). 



Ищем информацию о Владимире Максимовиче (формальном отце нашего рода, давшего нам фамилию), просматривая имеющиеся метрические книги предыдущих годов и в книге 1872 г. находим запись от  16 февраля о браке между "умершего крестьянина Максима Мартынова сыном Владимиром, православного вероисповедания, первым браком, 29 лет" и "деревни Хрыпец крестьянина Ильи Максимова дочерью Феклой, православного вероисповедания, первым браком, 20 лет".

Итак, получаем информацию:

1) Мой ПраПраДед Владимир Максимович жил в деревне Головская, был рожден в 1843 г. (в 1872 г. ему было 29 лет). До 1917 г. он точно был жив. Далее информация по "записям актов гражданского состояния" была передана ЗАГСам, а там я не могу получить информацию. Это сложно. Там нужно писать запрос, доказывать родство... Не люблю сложности.

2) Моя ПраПраБабушка Фекла Ильинична жила в деревне Хрыпец, была рождена в 1852 г. До 1917 г. она тоже была жива. Информации о смерти в метрических книгах последнего периода нет. Я как раз просила волонтера посмотреть данные.

3) Мой ПраПраПраДед по мужской линии носил имя Максим Мартынович (в других записях метрических книг немного иное написание - Максим Мартинович, Максим Мартьянович) умер до 1872 г. Будем искать информацию о нем дальше.

4) Мой ПраПраПраДед по женской линии носил имя Илья Максимов, жил в деревне Хрипец и в 1872 г. был еще жив.

5) Мой ПраПраПраПраДед по мужской линии носил имя Мартын (Мартин). 


Отвлекусь немного от записи о браке --- Вот до этого Мартина я в конце концов добралась в своих копаниях... Представьте, я нашла его - 4-летнего мальчика, единственного на всю округу по Исповедальным росписям Новгородского уезда 1793 г. (!!!!). Это своего рода перепись населения того периода.  Информацию заказывала у волонтера, который смотрел мне ее в Новгородском архиве. У меня есть дома скачанная перепись 1500 года, но я пока не могу отследить этот большой разрыв между 1500 г. и 1793 г. Так что пока тормознула)).

Итак, моего ПраПраПраПраДеда звали Мартин (Мартын) Егорович.
Его отца (моего ПраПраПраПраПраДеда) звали Егор Давыдов, рождения 1740 г. (в 1793 г. ему по переписи было 53 года), а мать звали Евдокия, рождения 1746 г. (в 1793 г. ей было 47 лет). Вот ведь как поздно рожали детей! Здоровое поколение. Они были дворовые крестьяне усадьбы Воронино Новгородского помещика Аггея Зеленина. После его смерти перешли по наследованию его племяннику помещику Дмитрию Зеленину в деревню Головскую. На момент крестьянской реформы 1861 г. их потомок Владимир Максимович был садовником в усадьбе местного помещика, после 1861 г. получил от него большой участок земли, развел сад. Его сын Михаил Владимирович занимался до 1917 г. торговлей лесом, сплавлял лес по реке Луга в СПб, им был куплен большой лесной участок. Это все пробивается по материалам статистики Новгородской губернии. Но это я уже отвлеклась)). Кучу информации перелопатила в поисках)).

У Мартина (Мартына) было три сына, информацию о которых я нашла в тех самых метрических книгах. Один из них мой ПраПраПраДед Максим Мартынович, а еще двое - это Семен Мартынович и Григорий Мартынович.


 Григорий Мартынович жил в деревне Головская, умер в 1893 г. У них с женой (Матроной Ивановной) было много детей - Ирина, Наталья, Федор...


Семен Мартынович жил также в деревне Головская (1807-1872). Детей его я пока не отследила. Есть чем заняться зимними вечерами)). Перечитывай метрическую книгу и ищи в деревне Головской Семеновичей:). Это сложнее, так как имя распространенное, но как вы уже заметили, часто пишется имя отца в записях о браке или смерти, так что отследить можно, да и деревня маленькая.

Возвращаемся к метрической книге.
Что мы может оттуда извлечь еще?


Просматриваем записи в метрической книге и видим запись о крещении в 1873 г. девочки Евдокии ,  рожденной у семейной пары из деревни Головская - крестьянина Владимира Максимовича и его жены Феклы Ильиничны (это те самые мои ПраПра). Это первый ребенок в браке, заключенном в феврале 1872 г. У них потом в 1876 г. родится мой ПраДед Михаил Владимирович. Самое интересное в этой находке о дочери Евдокии, это запись слева - крестные родители (восприемники) ребенка.


Восприемниками Евдокии по записи в метрической книге значатся крестьянский сын Григорий Онуфриев и "мать Владимира Максимова крестьянка, вдова Евдокия Герасимова". То есть мать Владимира Максимовича звали Евдокия Герасимовна (соответственно ее отца звали Герасим) и на момент записи она была вдовой (мы помним по записи о регистрации брака, что ее муж Максим Мартынович уже умер до 1872 г).

Итак, мою ПраПраПраБабушку (жену Максима Мартыновича) звали Евдокия Герасимовна.


В метрической книге 1884 г. в январе находится запись о смерти крестьянской вдовы Евдокии Герасимовой 71 года "от старости".
Итак, годы жизни ПраПраПраБабушки Евдокии Герасимовой 1813-1884.

И вот самая главная запись, которую я хотела получить - запись о рождении моего деда - отца моего отца - Ильи Михайловича.


Теперь мы знаем точную дату его рождения. Он был старшим сыном в семье, в которой потом родилось 9 детей (6 выжили).

Подводим итог.

По метрическим книгам Черновской церкви, хранящимся в Новгородском архиве я нашла предков по прямой линии (года смерти, живших после 1917 г. взяты из более поздних источников):

1. Дед Илья Михайлович (19 июля 1908 г. д.Головская - 28 августа 1941 г.Таллин)
 
2. ПраДед Михаил Владимирович (1877 д.Головская - 1944 д.Головская)
    ПраБабушка Вера Тимофеевна (1882 д.Лобожи - 1956 Новгород)

3. ПраПраДед Владимир Максимович (1843 д.Головская - после 1917 г. д.Головская)
    ПраПраБабушка Фекла Ильинична (1852 д.Хрыпец - после 1917 г. д.Головская)

4. ПраПраПраДед Максим Мартынович (-1872 д.Головская)
    ПраПраПраБабушка Евдокия Герасимова (1813-1884 д.Головская)

5. ПраПраПраПраДед Мартин (1789 ус.Воронино - ... д.Головская)
    ПраПраПраПраБабушка ----

6. ПраПраПраПраПраДед Егор Давыдов (1740 - ...)
    ПраПраПраПраПраБабушка Евдокия (1746 -...)

7. ПраПраПраПраПраПраДед  Давыд (----)
    ПраПраПраПраПраПраБабушка ----


А это потрясающий по пронзительности ролик.


Это та самая церковь, снятая с дрона. Смотрю и понимаю, что там жили поколения моих предков. Завораживает.

65 комментариев:

  1. Ну Саша!!!!!!!!!!!!!!!! У меня нет слов! Обалдеть! Классно ты себе нервы успокоила) Родителям хоть интересна информация была? Обязательно сохраню себе информацию и позже тоже озабочусь поисками) Моим тоже не больно интересно, кто они и откуда. А бабушка немного рассказывала. Надо будет записать ее рассказы, Ульяне останутся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ань, отцу интересно. Он всю жизнь мечтал найти что-то про отца. Это как болезненная тема была - военное сиротство и пропавший без вести отец. Так что он тихо "фигел", когда я вываливала на него новый пласт информации)). Тем более, что я это к его 80-летию успела сделать. А маме все равно, она своебразная у нас. Но зато Дима в восторге и тихо поражается как я копнула)).

      Удалить
  2. Саша ты крутаааая! Как все это интересно!

    у нас не рассказывали особо бабушки-дедушки, из раскулаченных мы , ой, они :)) а у бабушки отец был батюшка в церки, про такое тоже в советское время старались не упоминать, так что все очень примерно только и знаем про прапра... и ранее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну надо же было как-то отвлекаться)).
      Знаешь, прадед был зажиточный, это ясно. Но под волну раскулачивания не попал (я проверила по спискам).
      Зато он попал во время оккупации, его с дочерьми угнали в Литву на работы. И он там был (уже старый) пока Новгородскую область не освободили, вернулся и умер дома.

      Удалить
  3. Ну Саша...я аж прослезилась...Как Катя написала, мы из раскулаченных и о семье ничего не рассказывалось, все шепотом...так и привыкли помалкивать и ничего не знать. Так что тоже о предках ничего не знаю. Но ты молодец, копай дальше! Очень интересно! У меня в Твери сейчас сестра живет, а мама в В.Волочке, муж готов ехать в гости именно в Волочек, т.к. его отец родом оттуда и военный сирота из детдома. Т.е ноль информации. Надо рассказать мужу о твоих поисках...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, Вышний Волочок тоже ведь новгородский. Можно в архиве информацию посмотреть. Там только нужно знать номер дела хранения, а это вот на том самом форуме нужно искать информацию. Попррбуйте. Жизнь так всех разбросала по стране.

      Удалить
  4. Саша, я потрясена!!!! Хорошо, что ты начала эти "раскопки" пока родители могут дать хотя бы какую-то информацию. Я родословную мамы по отцу нашла начиная с 1700 годов, но они были дворянского происхождения, так что и фамилия была известна, и дата рождения моего деда. А вот предков по отцовский линии я так и не нашла :-( Они из крестьян, так что надо попробовать пойти по твоему пути. Спасибо за подробный рассказ (практически инструкцию).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, самое главное - найти отправную точку - церковь, к которой относилось место рождения. И дальше поднимать метрические книги. Они настолько аккуратно и тщательно расписаны, что найти можно все. Но, увы, только до 1917 г. Потом все передали в ЗаГСы и туда даже не суйся, надо ждать пока все из ЗАГСов передадут в областные архивы (а это не раньше, чем через 75 лет).

      Удалить
    2. У меня с Нижегородским ЗАГСом все сложилось самым удивительным образом. Лет 8 назад мне нужна была справка о рождении моей мамы. Год ее рождения 1926, место рождения я знала. Нашла телефон ЗАГСа в Нижегородсткой области, позвонила и..... Саша, не поверишь, но мне очень доброжелательная сотрудница за 2 минуты нашла метрическую книгу за 1926 год (я даже слышала, как она листала страницы) и прочитала мне запись о рождении моей мамы. Потом я отправила им запрос на выписку из этой книги и они мне ее прилали! Получала я эту выписку в московском ЗАГСе. К сожалению справку о рождении отца (тоже 1926 г.р.) я получить не смогла. Он родилса в городе Ржев Калининской (Тверской) области, и там все метрические книги 1924-1927 годов утрачены (видимо во время войны). После войны их восстанавливали, но он в это время уже был в армии, поэтому никаких записей о его рождении в ЗАГСах Ржева и Твери нет.

      Удалить
    3. А, это огромная проблема! В Новгородском архиве тоже многие документы во время войны сгорели. Мне просто повезло, что эти церковные книги остались и их уже оцифровали. Работники архивов жалуются, что сейчас огромное число запросов по генеалогии (все подорвались и ищут))), поэтому у них срок исполнения запроса - три года. Ужас, и это при том, что я им написала даже полку хранения (люди подсказали))). Поэтому и пришлось просить волонтеров.

      Удалить
  5. Саша, ты просто Молодец!!! Столько всего нашла. Себе сохраню обязательно, буду с мамой зимними вечерами "успокаивать нервы" по твоему рецепту. Может и у мужа что найду, а то его родители тоже ничего не знают и не интересовались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, я еще одну линию раскрутила (по маме), но там еще не до конца ясно откуда переселились. Оставила на зиму)). Очень затягивает. А две линии (по маминой маме и по папиной маме) пока раскрутить не могу. Так что есть простор для действия)).

      Удалить
  6. Интересно как! Вот это объем работы ты проделала!!! Мне тоже про моих предков интересно, но копнуть поглубже всё никак не соберусь. До пра-пра знаю по всем линиям по крайней мере имена и года смерти, где жили и чем занимались, а дальше всё теряется.
    Кстати вот точно замечено - поколение наших родителей в большинстве своём предки интересуют гораздо меньше, чем наше поколение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, им как-то все равно. И это не потому, что они уже пожилые и интерес потерян. Нет, его и не было. Жили будущим. Может это хорошо, может плохо. Не берусь судить, во всем свои подводные камни. Но им по сути все равно... Маму-папу помнят, а бабушек (мои конкретно) не видели реально, вот и не интересно.

      Удалить
  7. Саша, как же здорово, что сейчас есть такая возможность восстановить свою генеологию. Поздравляю тебя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ален. Я и дальше копаю. Мне хочется, чтобы у Димки хоть что-то было про предков. Интересно же. Сейчас все так глобализировано, что все прошлое теряется в дыму истории.

      Удалить
  8. У меня бы сил не было столько инфо копать ! Мне тоже кажется просто тогда , в период СССР время другое было. Мои родители не рассказывают ничего, хотя знают истории из жизни своих бабушек-дедушек. Просто у них другие приоритеты, чем история семьи. Они сфокусированны на реальности. Наверное, нужно смотреть в перёд, а не назад. У нас по маминой линии после революции все золото-брильянты выкинулись в уличный туалет, дом передался Сельсовету , нац.корни забылись напрочь, и путь лёг куда подальше, в Среднюю Азию. Мои бабушка и дедушка по маме тоже особо не рассказывали,а я не спрашивала.Теперь бы расспросила, но у них Альцгеймер. А по папиной линии бабушка и дедушка жили очень далеко, мои кузены знают их истории, поскольку выросли рядом, я ничего не знаю. Я собираюсь сделать ДНА тест , чтобы посмотреть истоки :) ,хотя я преблизительно знаю расклад. В России вроде такие тесты запрещены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это по крови? Вроде делают, я где-то слышала. Якубович рассказывал, что нашел в крови что-то (не помню что) евреев Ашкенази.

      Удалить
    2. Нет, это по слюне или по мазку из полости рта. Ещё бы Якубович не нашёл в себе еврейских генов :) Самая большая база данных в myheritage и ещё, по-моему, ancestry.co.uk крупная фирма. Myheritage были спосором Евровидения, все артисты делали себе ДНА, результатов Лазарева почему-то нет на сайте :) ,а вот Сердючка совсем не украинкой оказалась, и даже не русской :)

      Удалить
    3. Ну и не барышней)))))))) до кучи))).

      Удалить
    4. До определения гендера ещё прогресс не дошёл : ваш гендер -ваше личное решение и ваша проблема :) :) :) ДНА всё-таки постоянные величины, а гендер переменен -это уж как сложится :) Только что посмотрела Blue Planet 2 , там у Kobudai рыб гендерный ужас , они из Ж превращаются в М и начинают бороться за самок ,которые ещё не превратились в М :) У людей что-то сейчас подобное наблюдает, так что лучше исследовать просто ДНА на историю предков :)

      Удалить
  9. Саша,как неожиданно! Очень интересно! Я вот не смогла бы так копаться, хотя, твой пример очень обнадеживает, что желание знать будет вознаграждено:) Спасибо:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ир, вечерами длинными))), повезло, что все можно все онлайн поискать. Может поискать?:)

      Удалить
    2. Нам с мужем интересно узнать про его прадеда и прабабушку, захоронение есть, но слов никаких.У старушек в округе спрашивали,никто ничего уже не помнит. Что было в сельсовете в ЗАГС г.Домодедово передано.Мы там справку одну брали,довольно быстро, но информация путаная какая-то вышла, благо нашлись дома нужные документы...

      Удалить
    3. О, вы тоже интересовались! Значит не одна я такая интересующаяся))

      Удалить
  10. Александра,Вы большая молодец-боец! Прочитала Вашу историю поиска, очень интересно! А как затягивает,да?! У меня волнами, то поиск идет, и что-то новое ищется, то затишье и так уже больше 10 лет. Главное, чтобы нашим детям это тоже интересно было. Еще очень хорошо поминать предков в церкви. Новых Вам открытий и изысканий! Ну и еще раз спасибо за наводку на метрические книги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что я сына заинтересовала)). Конечно он сейчас искать не будет (другие интересы), но моими раскопками интересуется, это я вижу. И у него искренний восторг, что я не сходя со стула на кухне раскапываю такие детали. Спасибо!!! Буду стараться дальше искать информацию.

      Удалить
    2. Все-таки это что-то чудесное, что в поисках я нашла ваш блог и узнала о вашем прадеде, человеке, который крестил, венчал и отпевал моих родственников. Удивительно! Через век...

      Удалить
  11. Шерлок Хомс и МВД нервно рыдают, такого специалиста в твоем лице потеряли! Читала о твоих изысканиях на одном дыхании, как рассказы Ираклия Андроникова.

    Родителям нашим, правда, знать "откуда пошла земля" не интересно. Я своему отцу распечатала и отдала наградные бумаги и все, что нашла о его службе в годы войны. Он отнесся спокойно, кажется даже читать не стал. Отец в его жизни не присутствовал и не было потребности знать о нем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, вот так и у нас, похоже.
      Знаешь, самая-самая история - это как я нашла настоящее имя (при крещении) и год рождения своего деда по матери)). Он бы не Алексей, а Александр и рожден не в 1912, а в 1914 году)). Вот тут была интрига и спецрозыск. Меня аж в жар бросило, когда я его нашла в метрических книгах. Этого деда я застала, проводила с ним каждое лето (в школе), мы были близки (ближе, чем он с дочерью)...

      Удалить
  12. Саша! Очень рада таким достижениям! По моей церкви в Новгородской области к сожалению на рубеже 19-20 веков не сохранилось ничего. А запросы - да. У меня запросы сделаны по 2 прадедам в феврале 2017 года в ГАНО. Один в том году отдали. Другой обещали в этом после июня начать смотреть. И еще большая сохранность документов 20-30-х годов в ГАНИНО. Мне по прадеду прислали копии личного дела по вступлении в партию - 40 листов текста и фото.
    В ЗАГСАми - не так все и страшно. У меня принимали и косвенные подтверждения родства). И в Новгородсокой области есть районы, что с 20-х годов хранят информацию, а есть где только с конца 40-х

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ален, помнишь, я тогда писала, что твой пост меня сподвигнет на поиски. Спасибо! Я к тебе недавно заходила и пересматривала его. Мне просто повезло, что МК церкви не пропали и оказались оцифрованными.
      Понимаешь, дед (как я поняла) уехал в Ленинград поступать в Артиллерийское училище и потом уже назад не возвращался. Мне теперь нужно будет Вологодскую линию крутить, а там совсем беда - нет данных о месте рождения (город или деревня). А о смерти известно место, но не дата. Так что собираюсь с силами)). Если что, то буду звать на помощь)).

      Удалить
    2. Извини что набегами. Не могу технику настроить. Думаю. Добавлю в блог свои последние находки. Как никак школу практической генеалогии закончила��. Твой пост очень вдохновляет

      Удалить
    3. О!!! Молодец! Буду ждать новое. Я тоже потом напишу про вторую линию, там тоже интересно. Но пока надеюсь еще покопаться, поэтому пока откладываю суммирование.

      Удалить
  13. Саша, спасибо! Я уже много лет пытаюсь раскопать информацию о своих корнях. И хоть знаю, казалось бы, много, ибо семьи родовитые замешаны. Но замешаны как-то замысловато: с тайными браками и шекспировскими страстями... раскулачивание само собой... Из всей родни знаю пару дворянских фамилий, но как говорила бабушка "они бабушке в подметки не годились". А ее фамилию она не знает. Вроде бы имение должно было как-то эту фамилию на свет божий извлекать, ан нет... Кое-как нашла основателя села... И вроде многое сошлось, но это надо перепроверить... А вообще у меня мечта как-нибудь посетить то село (бабушка схему нарисовала незадолго до смерти). Но отеля там явно нет, надо продумать, где бы там переночевать... Это между Пензой и Москвой, ближе к Москве...
    Вот кстати после революции - тут всё известно (бабушка сама в 18-ом как раз родилась), и даже "свидетельства о рождении" с вензелями дореволюционные дома имеются. Мне бы более ранние сведения. Спасибо за наводку, надо будет там порыться, т.к. на обычных подобных форумах я находила только родню "по касательной", не кровную, из тех самых дворянских родов. Но мне важнее покопаться в той "шекспировской трагедии" :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Наташ!!!)) Донцова отдыхает! Надо рыться!) Кстати, там на форуме можно фамилии задать и посмотреть кто еще их ищет и какая есть информация.
      Это все так интересно. Куда судьба только людей не заносит, все непредсказуемо и порой покрыто мраком).

      Удалить
    2. Интересно - не то слово! Я ж в душе методист - мне все по полочкам надо :)). И порой известные фамилии в роду только мешают... те же Ахлебинины от 14 колена Рюриковичей берут начало, я даже представить боюсь, сколь их, а мне эта ветка не так уж и нужна... И как назло село Ахлебинино как раз есть (рядом с тем, что мне надо), и там все расписано, и другая родня там же - и усадьбы, и всё, что хочешь.... и даже их предки на меня выходили, т.к. часть из них в моем городе есть, с именными домами. Я их перенаправила, ибо и эта ветка мне не нужна... А какая нужна? Где эту фамилию раздобыть? Да еще знаешь, одно дело не иметь информации, другое - иметь неправильную. Это еще хуже. Бабушка росла после революции, что родители сказали, в то и верила. А когда незадолго до смерти схему села рисовала, да кто где жил, тут такие "несостыковки" пошли... я ей вопросы по ним, а она сама призадумалась, не сходится с тем, что родители сказали, а она и интереса никогда не проявила... Благо, что хоть имена есть... Но там тоже "темная история" имеется... В общем, копать и копать :))

      Удалить
    3. Наташ, ну класс же!
      Кстати, вот у меня мама такая - не сходится, а ей все равно. Ни в детстве не интересовалась (что сказали, то и помнит), ни сейчас.

      Удалить
  14. Не статья, а чудо просто))) Рада за вас, что так все хорошо получается найти)) У меня пока одна ветка сильно продвинулась(годы рождения и брака в тех книгах, что есть) и уперлась в Польшу,наверное это тупик)) Потому что тут мало что понятно https://drive.google.com/drive/folders/1KM_8I9cWyPZ6dwNjmC9hWO0WgSDw8080?fbclid=IwAR3kukMA7fL2l91hf1Pj9WgAjEZbqQUdwBDoGH4s-DOmf9aDGKujXANmMxs
    На ВГД действительно помогли здорово. Один добрый человек выложил в общий доступ необходимые Ревизские сказки.
    А был и казус)) Пока все было закрыто и не в сети, мне предложили около 7000руб. за выкачивание необходимых метрических книг... Здравый разум возобладал и деньги перечислять не стала)))
    Спасибо за информацию про фамилии, очень интересно))
    А вас в Украине какие губернии интересуют? Может совпадем по поискам)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, коллега по поискам!)). Я тоже по маминой ветви уперлась в Польшу и пока торможу. Там Лущевские, но православные. Ищу по имени свидетеля на свадьбе(скорее всего родственника). Он Залевский (тоже православный) из местечка (гдыни) Савин (Польша). И мне на форуме сбросили ссылку на архивы православных соборов Савина. Залевских там нашла, а Лущевских (точно мои) не вижу пока. Но зимой будет время, пороюсь в их метрических книгах. Метрические книги православных храмов Польши заполнялись совсем не так, как в центральных российских областях. Там нужно глазу привыкнуть. Они все цифры пишут прописью, это очень утомляет).
      По Украине уперлась в то, что не могу понять откуда переселились мои предки по столыпинской реформе. Скорее всего из Киевской или Подольской губернии (судя по крестьянам-соседям, сформировавшим деревню малороссов в Башкирии). Там я подняла записи двух всероссийских переписей (1917 и 1921 г) и нашла все данные о них! И все метрические книги скопировала с 1902 г, но вот откуда они переселились пока затык. Буду через Крестьянский банк пробивать информацию о покупке земли в Башкирии. Дел невпроворот))). Зато интересно!:))

      Удалить
    2. За польскую ссылку огромное спасибо! Буду смотреть. Я на форуме в польском теме задала вопрос и мне тоже кинули ссылку на православные польские архивы, там копать и копать)).

      Удалить
    3. Ой, я смотрю, что не коллега,а сильно отстающий человек! У вас такой прогресс, что мне и не снилось)))
      С Польшей все загадочно. У меня все фамилии по этой ветке оканчивались на -ский, но православные. Воевала до последнего, что мы не поляки, пока аж в 1808 году не нашла православную метрику, где было написано, что шляхтичи. А в 30х годах был разбор шляхты, надо было подтвердить, не подтвердил, переходишь или в мещане, или в крестьяне, куда угодно..
      Лущевских и Залевских тоже вижу в перечне))Общий, но вдруг пригодится http://uht.org.ua/forum/viewtopic.php?f=24&t=68
      Теперь куча вопросов))) В Польше были православные храмы? У меня это в голову не укладывалось))Все искала, где же и когда они перешли в православие))
      Да, очень интересно знать откуда переселились... Я так на русской ветке застряла((
      Чтобы тут не засорять тему, напишу свою электронку escape@myrambler.ru
      Может чем-то помогу, хотя вы явно продвинутей)))

      Удалить
    4. А Всероссийские переписи (1917 и 1921г)вы он-лайн нашли или их нужно добывать?)))

      Удалить
    5. Аня, были православные! Я потом в личку напишу ссылку, ту, что мне дали. Это польские оцифрованные архивы. Там метрические книги на русском языке. В православных храмах регистрировали и поляков, и русских и малороссов (не было тогда понятия "украинец", белоруссов). Я вот там начала копаться в мае, но Димка отвлек своими ЕГЭ)), уже не потянула две темы сразу)). Вернусь зимой. Большое спасибо за ссылку, я вечером пройдусь по ней.У меня вообще все непонятно, откуда и кто (поляки или украинцы), но точно знаю, что в 1920-е гг. они репатриировались в Польшу на поездах и во время поездки заболели тифом, были сняты с поезда в районе Харькова, а дед (8-10 лет) сбежал и прятался под вагонами, колесил по стране и потом был отловлен и помещен в колонию Макаренко, как беспризорник. Оттуда и незнание своей точной фамилии, имени и года рождения. Так что почти детектив)). Нашла все эти данные я в 2019 г)). Но уперлась в стену до 1902 г. Попозже займусь.

      Удалить
    6. Переписи я заказывала у мужичка, который работает в архиве. Он мне прислал переписи по нужной деревне. Это что-то удивительное, там все до количества куриц и площади земли.

      Удалить
    7. Цена была разумная - в пределах 900 р за полную деревню (46 дворов). Точно не помню, выше 900 р. я не перечисляла точно. То ли 700, то ли 900.

      Удалить
    8. Аня, вот тут я спрашивала о своих
      https://forum.vgd.ru/post/10/24570/p3005072.htm#pp3005072
      И мне там поляк (он по-русски не пишет) ответил и дал ссылки на архивы православных храмов в Савине. Может там спросить?

      Удалить
    9. У вас точно детективная история))
      Но с вашими талантами и она распутается))
      Если православные были в Польше, то все очень интересно.
      В одной из церквей города Сквиры очень подробно писали про умерших. И там довольно много записей такого плана: "...по присоединению из римско-католического обряда в православие и по принятии Святых таин умре..." Это я взяла 1840 год. А в большом соборе так подробно уже не расписывали, просто кто умер и от чего)))
      В общем загадок куча)) Почему так писали, когда присоединился, перед смертью или раньше... Тайны на тайне и тайной погоняют)))
      Покопаюсь в польских, спасибо за ссылку))
      А то Левицких нет по годам рождения в православных книгах.
      Вот и думай, то ли не русские, то ли приехали)))

      Удалить
    10. "Ну, ежели я чего решил))))", это как по поговорке... Попробую раскрутить, желание пока есть. Интересно же)). Одно точно ясно - мы славяне))).

      Удалить
    11. Я в вас верю!))) Ага, славяне)) Вот у прабабушки фамилия малороссийская, а лицо не русское совсем и потомки на Кавказ сильно смахивают))) Архивы непонятно где, то ли в Луганске, то ли еще куда их вывезли. И главное так интересно докопаться)))

      Удалить
  15. Саша-Александра! Снимаю шляпу! Это же колоссальный труд и огромное удовольствие-восстанавливать историю предков! Низкий поклон за ссылки!Завораживает, как удалось найти историю своих предков! Задумалась, а может я смогу восстановить историю родных по линии отца. Папа был детдомовцем, родители погибли в коллективизацию. Сам мало,что знал, теперь уже не спросишь.
    Саша, огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, попробуй! Если хоть какая-то зацепка по месту рождения есть, то можно попробовать. Я тоже ни на что не надеялась. Теперь хочу попробовать вологодскую линию раскрутить.

      Удалить
  16. Саша, спасибо! Вчера до полночи читала твой пост. Сегодня на форуме зависла. Это так интересно! Я про своего отца давно хотела информацию найти. Интересная семья - ничего про них не знаю :о)) Знаю, что дед мой прекрасно умел играть на фортепьяно и работал на заводе счетоводом. Т.е. грамотный был. Откуда он, что он?... Найду! Сначала инфу со всех родственников соберу и начну!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, правильно, собери все, что можно и пробуй. Все решаемо! Удачи! Я потом еще напишу кое-что полезное.

      Удалить
  17. Грандиозное расследование. Кто ищет, то всегда найдет! Успешного тебе копания и дальше, Сашуль! :) Это очень интересно. Дима помогает? Ему интересно?
    В душе пробуждаются какие-то неведомые чувства сопричастности к роду, к корням. Прямо завораживает, правда? Я очень жалею, что не расспросила отца о его предках, он многое знал. Папа умер, и осталась одна бумажка - его автобиография написанная для военной академии. Там скудные сведения о родителях (его отец после войны остался жить в Латвии, бросив жену и сына). Я смогла найти на сайте Подвиг народа весь его путь во время ВОВ, подробности о подвигах и наградах. Это очень интересно. А еще я нашла на гугл-картах и панорамах дом в Лиепае, где он жил последние годы. Удивительно, что сейчас можно кликами мыши раздобыть такие сведения, увидеть места, где жили твои предки. О том, чтобы поискать корни, периодически задумываюсь. Мои сведения весьма скудны: знаю, что семья деда моего отца переехала из Тулы в деревню, где сейчас у нас родовое поместье-дача.Переехать, вроде так папа говорил, заставила нужда. И вроде кто-то (бабушка отца?) служил гувернанткой в богатой семье. Знаю, что дед моего отца побывал у немцев в плену в 1ю Мировую, вернулся очень образованным с хорошим знанием немецкого языка. Семья мамы - зажиточные мастера-обувщики с Талдома Московской Губернии, переехавшие после ВОВ в Калининградскую область, заселились в большой немецкий коттедж на берегу залива. Надо у мамы больше сведений раздобыть. Она уже мало что помнит.
    Здорово, что есть волонтеры. Это огромная помощь! Спасибки за ценные наводки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Свет, тебе копать и копать! Надо только определить где метрические книги лежат и вперед. Моих тоже помотало по стране, теперь ищи корни.
      Димка не помогает, но наблюдает)). Он пытался, скачав специальную программу, всех этих найденных родственников расположить "по дереву", но сломался))). Мне кажется, что проще вручную нарисовать.

      Удалить
  18. Может программа плохая? а вручную да, не так сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаешь, когда по 6-8 детей в семье и они потом женятся, а у них рождаются новые 6-8 детей, ну и так далее, то это дерево разрастается по горизонтали))). И от программу очень устаешь, когда нужно вставлять новонайденных)).

      Удалить
  19. Саша,это что то! Я Ваша навеки! Столько перелопатить! Я тоже мечтаю, наверное зимой займусь,пойду по указанным Вами местам. Мои тоже с новгородчины, а вот церкви рядом не было, а может и была когда то ,но снесли. Родители да ,уже не интересуются,но радуются ,когда мы что то узнаем.Детям очень нужно,я когда начинаю рассказывать,они быстро запутываются:) детей было много,поди разберись,где чьи:)
    А чтобы писать в архивы ,нужно доказывать родство? А как?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, а сама церковь не нужна. Все ее метрические книги хранятся в архивах, в нашем случае в Новгородском. Нужно точно определить место, где рождены родственники и к какой церкви РАНЬШЕ относилось это место (деревня или город). И тогда в архиве искать есть ли метрические книги этой церки на хранении и ВДРУГ они оцифрованы.
      Вот тут нужно смотреть. Там только нужно зарегистрироваться и тогда уже откроется список оцифрованных книг. И там уже смотреть. Там не нужно доказывать родство, они все в открытом доступе. А вот если через ЗАГС идти, то там как-то нужно себя определять. А как я не знаю. Но на форуме видела такую тему. По нашей Новгородской области там большой раздел.
      https://forum.vgd.ru/494/
      Там и можно посмотреть какие метрические книги есть в архиве Новгорода.

      Удалить
  20. Саш, познавательно, я читаю одну девушку в ИГ, она тоже изучала свое древо и у нее много интересной информации про поиски. Тоже хотела, но, к сожалению, мало у кого можно спросить - мамы и отца уже нет, есть какие-то обрывочные сведения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А, я тоже какое-то время следила там за двумя мадамами)), одна пишет про свою семью много (но там есть где копаться), а вторая сбилась в последнее время на "коммерческие услуги", я перестала ее читать).

      Удалить