среда, 7 декабря 2022 г.

"Кринолин, жакет, свитшот" в Историческом музее

Понедельник в нормальных музеях нашей страны нерабочий день)). Такова традиция. Но Исторический музей стоит особняком)). У них выходной во вторник. Спонтанно ранним утром в этот понедельник я выпихнула себя в музей!)). Пока на улице морозно, но не скользко я стараюсь выползать "в свет". Поехала на метро (это для меня подвиг, так как сейчас выбираю маршруты с учетом того, что не могу много ходить по лестницам и спускаться с высоких ступенек автобусов). Тут маршрут просчитала, переходов долгих нет, лестниц нет, от метро музей недалеко. Так что обошлась без такси))). Заодно опробовала социальную карту как предпенсионер. Работает)). Проезд бесплатный. 
Выставка "Кринолин, жакет, свитшот - стиль большого города" проходит в Историческом музее (в его филиале - "Музей войны 1812 г."). Билет 500 р., льготникам 300 р. Сходила я за 300 р.)). Отлично. В понедельник народу не было вообще. В залах встречались только одинокие барышни и редкие парочки пенсионерок)). В соседних залах проходит интересная выставка "Сны о Сибири". Туда ближе к обеду приехали школьные группы и в холле музея (когда я уже уходила) наблюдалось какое-то движение. А так в понедельник было тихо и пусто. Отлично для посещения)). "Сны Сибири" надо смотреть отдельно. Выберусь как-нибудь)).

Выставка расположена в нескольких залах. Концепция такая - показать как изменилась одежда горожанки с 1861 г. (момента отмены крепостного права) до нашего времени. В первом зале показана перекличка веков - вот перед вами розовое платье второй половины 1850-х гг и розовое платье середины 1960-х. Как я поняла это экспонаты из коллекции Исторического музея и из частных коллекций. Васильев тут не участвовал)). 

Платье из мастерской модельера Надежды Ламановой  (1902-1905 гг.). Про Ламанову сейчас часто пишут. Интересно было посмотреть реальное платье. Красиво. Розочки сделаны из шелковой ткани и органзы. Платье хранилось все годы в семье владелицы. Сейчас передано в частную коллекцию.

Блузочки 1960-70 гг. У меня дома таких... море. Два года назад я в порыве расчищения квартиры выбросила много одежды периода 1950-1970 гг., которую хранила мама. Там были такие немецкие  гипюровые прозрачные блузочки. А вот слева блузка, сшитая из кружевного полотна. Оно продавалось метражом. Так у меня  до сих пор лежат где-то обрезки от этого полотна. Я их в детстве использовала для шитья кукольной одежды. 
Все время, которое я провела на выставке меня преследовала одна мысль --- не передать ли свои семейные залежи этих ретро-вещиц в хорошие руки)). Я позапрошлым летом столько всего выбросила... Просто выбросила все -  от обуви, сумок, шляпок, тюбиков помад, до старых фенов и бигуди. Оставила на старой квартире что-то, но только потому что некоторые вещи стало жаль... С одной стороны хотелось бы это сохранить, но с другой стороны я понимаю,  что я последний хранитель всего этого добра, а молодое поколение это не оценит (мое точно). Буду думать. Взяла рекламку выставки, там есть телефоны кураторов. Может соберусь с мыслями и позвоню. Сама никуда возить ничего не буду. Посмотрим.

Стояла перед вот этим стендом с сумочками и думала, что многое из этого я видела в реальной жизни. 

Вот у этой фигуры с лайковыми перчатками "в руках" застыла)). Бабушка и мама в молодости были модницами. Носили такие перчатки.

Сфотографировала для вас. Вот такие лайковые перчатки у меня до сих пор лежат в мамином комоде. Это лайка и тонкая органза. Они такие узкие... Да, другие были размеры.  Лайка - тончайшая и очень мягкая кожа. 

Мне было интересно рассматривать платья 19 века и начала 20. Остальное все так знакомо, что я просто смотрела и фиксировала - это у нас дома было (есть)). А вот исторические вещи были интересны. К примеру это платье для беременной женщины 1860-е гг.

Эти платья послевоенные (1940-е гг). На старой квартире у нас лежит целый пакет распоротых  старых бабушкиных платье из тонких шелков, крепдешина. Это мама распорола их, отстирала и отгладила детали. Дед работал в Австрии и привозил бабушке отрезы тканей. Она шила платья частным образом у портнихи. Во время войны они жили в Куйбышеве. В городе была известная портниха Каменская. Сколько лет прошло, а память о ней осталась. Эти натуральные шелковые ткани не выцветают, не портятся... Я в 1980-90 гг. много шила для себя и использовала эти ткани для шитья блузочек. Мне повезло, я в школе закончила УПК (кто не помнит или не знает, УПК - это учебно-производственный комбинат) по специальности я швея и даже проходила практику на московской швейной фабрике "Смена". Шью я отлично. Как-нибудь покажу как я в 1999 г. в последний раз сшила себе женский костюм с жакетом)). На спор)). За два вечера. Просто так)). Чтобы мужу показать КАК я умею шить. Недавно нашла его в шкафу и просто ошалела от того КАК я шила)). Профессионально. Не убираю его пока в шкаф))), все хочу  показать. Похвастаться))). Пока только Димка видел. Не поверил, что это шила я))). Больше я не шила. Стоит дома шикарная швейная машинка Зингер, купленная в 1990-е гг. в Германии. А на даче стоит Подольск 1950-х гг.  Но сейчас нет необходимости шить... Вот и не шью. Но ежели что))), то легко "забьем Мике баки"))).


Скопировала эти подписи под экспонатами. Посмотрю в интернете этих коллекционеров. Может найду для них что-то интересное дома. 

Шубка из каракуля с норковым воротником. Сколько я таких шубок встречала на улицах города... До начала 2000-х встречались на улице пожилые женщины в таких шубках и с ридикюльчиками в ботильонах. Пожилые преподаватели, библиотекари, старая интеллигенция. Каракулевые шубки были очень модными в 1950-60 гг. Потом уже было немодно носить каракуль, другие меха вошли в моду. А пожилые дамы их донашивали. Я жила тогда в районе Университета и в трамваях и троллейбусах было много пожилых женщин в таких выношенных шубках. Я никогда не любила меха, а к каракулю всегда относилась скептически. В годы моей молодости такая шубка уже была устаревшим меховым изделием)).

А вот это интересно. Костюм для выхода в театр на открытом воздухе (1890-е гг.). Театр на открытом воздухе! Поняли? На открытом воздухе! 

В одном из залов было много платьев для выхода в свет на дипломатические приемы в 1960-1980 е гг. . Они принадлежали женам наших дипломатов. Там даже было платье Александры Колонтай (сфотографировать удачно не смогла, слишком темновато в залах). А вы помните, я вам показывала что я у своей несостоявшейся свекрови выпросила ткань (рукава) платья Александры Колонтай и оформила его вот так? Мне один рукав натянули на черный бархат, одели в зеленое бархатное паспарту и оформили в раму. Давно это было, висит сейчас на старой квартире.

Кто не помнит эту историю или не знает, то отсылаю вот СЮДА.  Чтобы увидеть фотографии в том посте щелкните на них и они откроются. Пользуйтесь моментом пока открываются фотографии на блогспоте, то  можно посмотреть, что у меня до сих пор лежит где-то в комоде. Это ручная вышивка по тюлевой сетке. 

Вообще-то я сама выставку могу организовать)). Шучу. Надо собраться с мыслями, силами и нервами, все интересное отобрать и передать кому-то. Диме это никогда не будет нужно. А так хоть пригодится кому-то. Я вот не думала, что мамины выходные платья "в пол" 1970-х гг. кому-то могли бы пригодиться. Отвезла их в пакетах в церковь. А там были длинные "макси" платья  из шелкового бархата и кримплена. Не хуже, чем "у жен советских дипломатов")) на выставке. Я еще и извинялась перед батюшкой, что в пакетах много "выходного", что не пригодится в реальной жизни. Он сказал, что они все разберут и куда-то пристроят. Мне было все равно. Я уже просто не могла все это хранить дома. Что-то осталось на старой квартире, мы там просто многое оставили при переезде. Там (как я смеюсь)) - "закрытый пантеон мира 1960-1980 гг." плюс старые бабушкины вещи (1940-1950). Но туда надо ехать и разбирать, а мне тяжело и физически и морально. Пока не могу((.

Из современных "выходных" платьев на выставке обратила внимание вот на это бархатное платье "Жар-птица" дизайнера Анастасии Романцовой 2012 г. Красивое)).

Еще один зал посвящен молодежной моде 1950-2020 гг. Вот такой разлет - от 50-х годов до нашего времени.

Чего там только нет. Смешно, но вот этот "свитер из кусочков" - это что-то современное 2020-х гг.)). Вы помните как из таких кусочков раньше подстилки для табуреток и коврики делали?:)))


Теперь дизайнер это воплотил в молодежный свитер. 

Привлекло внимание вот это платье. Кто жил в середине 1980-х, тот точно скажет - ООО, у меня похожее было!)) У меня точно было подобное. Шили сами из шотландки. И пояс широкий я носила. Это было примерно в 1985 г.

А в 1984 г. я ходила вот в такой очень короткой "шотландской" юбке)). Год помню точно, так как именно в ней я пошла июньским утром 1984 г. (сразу после выпускного вечера) подавать документы в приемную комиссию университета)). Только у меня она была синяя. Шила сама. 

Еще один зал сделан в стиле "салона красоты" - парикмахерской. Там собраны тюбики-флакончики. Ох, сколько я этого добра выбросила летом 2020 г. в нервном порыве. 
 
Помните я как-то показывала свои старые косметические находки в наших шкафах и комодах? Вот ТУТ можно посмотреть. Это не все)). Но многое. Тени "Елена" и прочие штучки и на этой выставке тоже выложены.

Флакончики)). Это я сейчас флакончики нещадно выбрасываю. А раньше мама все собирала. Правда флакончики раньше были другими, штучными)), а сейчас массовый поток.  На старой квартире и на даче остались такие раритеты! Сфотографирую как-нибудь. Я не выбрасываю их, так как они хранят запах. Раньше другие были компоненты, запахи десятилетиями сохраняются...  Я как-то раз показывала вот эти флакончики (один 1940-х гг, второй 1960-х), которые у меня хранятся. До сих пор хранят старые запахи.

Ничем не хуже тех, что хранятся на выставке)). Зелененький - это Австрия 1940-е гг. , а красный - Чехия 1960-е. 

Ну это многие из вас помнят)). Лак для волос Лореаль-Париж. Пользовались все. До сих пор запах помню)). А вот в уголочке шиньоны из волос и фен!!!!

Вот такой же фен был у нас. Куплен был в конце 1960-х и дожил до 1980-х. Был очень тяжелым, ручка нагревалась, гудел как танк)). Он был рассчитан на напряжение 110-120 вольт. Когда всю Москву в середине 1980-х перевели на 220 вольт нам пришлось использовать его с трансформатором. Трансформатор был огромным, тяжелым и неудобным. Поэтому как только появились первые отечественные фены (у нас был Айгуль), а потом и гдровские мы купили фен на 220 в. и этот исчез из поля зрения (выбросили наверное). А вот рядом с феном лежит шиньон. Сегодня их мало кто помнит, а вот у нас такой был. Мама себе заказала шиньон из своих срезанных волос. У нее были длинные и густые волосы, которые она укладывала в бабетту (помните такую прическу?). Потом ей длинные волосы надоели и она их срезала и отдала в специальную мастерскую. Носила шиньон. закрепляя шпильками на пучок сзади. Мне кажется я его выбросила... Не помню точно. Она была яркая брюнетка, а я блондинка. Использовать его было невозможно. Вспомнилось)). 
Эта выставка интересна тем, у кого есть за плечами опыт владения такими вещами. Интересно вспоминать по принципу "ой, а у меня такое было!". Особого исторического содержания выставка не несет. Она такая ...эклектичная))). Мне, к примеру, совершенно не интересно было смотреть на модные одежды, произведенные дизайнерами в 2022 г.)). Хотя посмотреть на динамику деградации силуэтов и комплектов одежды за полтора века интересно))).
Про стену, украшенную так называемыми "свитшотами" из трикотажа, из которого ранее шили нательное белье промолчу))). Эта стена как апофеоз деградации, пардон, прогресса)).


А это очень симпатичная картина П.Нилуса "Подруги", которая притулилась в углу выставочного зала. 

Если есть настроение и желание поностальгировать, то можно и вам сходить на эту выставку. Она проходит до 13 февраля. Я рада, что выбралась и рада, что потихоньку пытаюсь очнуться от своего летаргического сна на дому)). Начала двигаться. Молодец. Через боль, через силу и через ужасное чувство "я не смогу и поэтому не хочу")). В понедельник я вообще разбуянилась. Ведь я еще и в ГУМ зашла)). Покажу отдельным постом. Я так хотела туда добраться! Два года я там не была. Правда, я уже второй день не могу прийти в себя и за те 6000 шагов, которые я прошла мне мой организм мстит по-черному)). Ничего, два дня отлежалась на диване и опять хожу. Я упрямая бываю)). Пусть сложно, но я упорно выстраиваю себе "культурную программу")) на декабрь. 

41 комментарий:

  1. Саша, спасибо за репортаж. В Русском музее, кстати, тоже вторник выходной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это так редко!)) Я раньше даже блокнотик имела с часами работы и особо выделяла музеи с выходным НЕ в понедельник.

      Удалить
  2. Ой, у меня тоже было кое-что, как на выставке:)))) И сама шила из шотландки, и юбочка-шотланку носила самошитую, и лак был и....спасибо:))))
    Молодец, что выбралась, движение-жизнь! Береги себя, а то опять болезни вокруг...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ир, так вот я и боюсь. Стараюсь толпу избегать. Тут грипп какой-то суровый нарисовался. Я потихоньку и мелкими перебежками)).

      Удалить
  3. Саша, спасибо за рассказ о выставке.
    Да, очень многие вещи были и у нас. А блузки из кружевного полотна мне мама перешила, и я их носила в 8 классе под пиджак новой тогда синей формы для девочек. Шиньон у мамы тоже был, она его всю жизнь носила, до 90-тых, а как начала седеть сильно, так и перестала.
    Маникюрный набор с перламутровыми ручками я тоже в прошлом году выбросила. А вот стеклянный пузырёк для духов в металлическом кружевном одеянии у меня кто-то стащил, дочка, наверное.
    Каракулевая шуба до сих пор цела у мамы, хотя уже есть свежие норковая и мутоновая, но она и ту иногда надевает. Каракуль ведь ни фига не греет, только за счёт утепления ватином, а она почему-то очень любит этот мех (а я его ненавижу).
    Сегодня хотела попасть на эту выставку, но музей оказался закрыт до 14 ч, как и каток на Красной площади. Второй попытки делать не буду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, не ходи, не надо! Ничего там исключительного нет. Я все интересное показала. Туфли, расшитые бисером у меня не получились на фотографии и я их не показала, а остальное все банально. Я тоже в прошлом году выбросила два маникюрных набора с такими ручками - и пластиком, как на фотографии и "перламутром". Я поищу дома фотографии свои в таких блузочках, я их тоже носила в 9 классе.

      Удалить
  4. Саша, так держать! Спасибо за фотоэкскурсию! Шикарные платья раньше были, аж позавидуешь дамам 19 - начала 20 века, не одежда, а праздник!!! Очень жду новых выходов в свет! Да, льготами надо пользоваться и почаще!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, пока только ГУМ покажу (дня через два). Но я потихоньку еще куда-то выберусь.

      Удалить
  5. Мне понравился пост. Все так стильно там оформили. А я хочу про музей кукол сейчас написать пост. Так в том музее тоже все посетители говорят фразу "ой, а у меня такое было!".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такие выставки цепляют именно ощущением причастности. Я люблю рассматривать отзывы про посещение блошиных рынков, таких выставок. Вспоминаешь свою жизнь. Я вот про этот черный фен забыла, а увидела и вспомнила все ощущения и даже звук мотора)).

      Удалить
  6. Да, Саша, 22-го планируется встреча Марьи с лотереей. Место пока не скажу, но выбираем в центре. Вдруг у тебя получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, напиши на всякий случай. Ничего не обещаю)). Но вдруг.

      Удалить
  7. Интересная выставка. Особенно когда есть память прошлого, узнавание своего в чужом. У моей матери кажется единственное крепдешиновое платье было в молодости. А ты попробуй свои уникальные вещи предложить дизайнерам, в стильные ателье. Иначе действительно пропадут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, попробую посмотреть что осталось после моего разгрома прошлого лета. Я так шустро паковала все пакеты на вынос... Надеюсь, что что-то людям пригодилось.

      Удалить
  8. Как ты могла все выкинуть, Саша?))) И не показать?))) А мы вот ждём показа музея-то!)))
    И молодец, что сходила! Там и правда, есть что посмотреть и вспомнить)),
    Теперь ждём про ГУМ, мы ещё не доехали, ёлки этого года не посмотрели

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кать, вот так и выкинула)).Еще и на даче ревизию провела и столько всего повыбрасывала. Истерила)). ГУМ надо сейчас фотографии отобрать.

      Удалить
  9. Сашаааа, я прямо окунулась в атмосферу. Твои флакончики такие потрясающие! я тоже многое выбросила, но кое что и оставила)) обожаю такие вещи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маш, я тоже все это очень люблю. Но вот понимаю, что при наличии сына-наследника все это ждет невеселая перспектива. Девочки более сентиментальны.

      Удалить
    2. Саша, подождии немного. Ты еще не знаешь какая будет невестка )))

      Удалить
    3. Ой))). Мне кажется, я не доживу до этого светлого будущего))).

      Удалить
  10. Вот так вот и выходит - у тебя лежит в закромах и антресолях, а кто-то выставляет в музеях)) когда разбирала запасы одежды бабушки мужа, много находила такого, что было жалко распарывать и перешивать или выкидывать. Нашла для себя выход - сфотографировала (со всеми изъянами и проблемными местами) и опубликовала отдельным постом. У меня тогда было много знакомых, занимавшихся историческими танцами и ролевыми играми. И размеры были примерно бабушки (от 52-го и выше). Вот они у меня все и забрали - блузы, платья, юбки. Замша, кружево, шелк, синтетика. Все ушло. Все ж таки не на помойку отдала, либо перешили и носят, либо привели в порядок и... тоже носят. На балы, на летние суаре, на всевозможные мероприятия. Мне бы, кстати, такая выставка очень понравилась) спасибо, что устроила прогулку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, вот это правильно. А я все носибельное собрала и запаковала в пакеты и передела в церковь. А всякие тюбики-аксессуары выбросила. Неправильно это, но возиться пристраивать неохота было. Что-то осталось. Надо перебрать еще.

      Удалить
    2. Саша, а ты действительно, опубликуй всё добро одним постом. Так и в поиске Гугла и прочих кто-то что-то найдет, да и мы можем ссылки давать, мол посмотрите...

      Удалить
    3. Оль, я соберусь с силами и разберу все. У меня это каждый раз с таким внутренним боем проходит. Надо сделать!

      Удалить
  11. Саша, как мне все это близко и знакомо. Мне было лет 18 я уже работала на заводе и у нас в отделе была очень модная девушка, так вот у неё была каракулевая шубка мамина, такая классная и так хотелось её потрогать.
    А костюм сшитый тобой, покажи пожалуйста.
    Спасибо за поход в музей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно покажу, Надя)). Похвастаться хочется)). У мамы была мутоновая шубка, она была не такая модная, но теплая. Помню, что мне рассказывали, что ее стелили на пол, чтобы я ползала.

      Удалить
  12. Саша, спасибо большое, что делишься фотографиями и впечатлениями с выставок! Мне интересна твоя подача!
    Я не знала о том, что ты по первой (?) специальности швея. Приятно удивлена!
    Мне всегда нравилась одежда 60-х годов. И платья из шотландки в 80-х. Я чуть помладше, но помню их.
    P.S. девичья фамилия моей мамы - Ламанова.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, по первой специальности (полученной в 9 классе) я швея какого-то класса)). Не помню какого, надо удостоверение найти. Какая у тебя фамилия известная! Здорово).

      Удалить
    2. Нет-нет, это фамилия моей мамы, у меня папина фамилия была до замужества.

      Удалить
    3. Все равно это твоя фамилия по маме)).

      Удалить
  13. Забыла добавить. Здоровья, здоровья, здоровья! Береги себя!

    ОтветитьУдалить
  14. Саша, спасибо за "выход в свет"! Получила массу удовольствия. Вам впору музей открывать)
    Кстати, я когда бабушкину квартиру разбирала, много вещей именно в музей отдала. Даже панталоны и туалетную бумагу))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Таня, это здорово. А я столько белья повыбрасывала... Комбинашки немецкие, подвязки для чулок...

      Удалить
    2. Ну, место для жизни тоже нужно, да и вещи пыль копят.

      Удалить
  15. Саша, спасибо за интересную выставку! Насчет тканей, могу посоветовать обратиться в отделы реставрации музеев. Там часто нет возможности приобрести нужные материалы. А для реставрации нужно многое. Возможно именно реставраторам твои подарки будут нужны. Особенно с точной датировкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, рада тебя слышать! Я доберусь до старой квартиры и заберу оттуда ткани. Они там лежат в тумбе старой швейной машины. Лет 30 никто не доставал)).

      Удалить
    2. Саша, спасибо. Период у меня сейчас сложный. Нет сил моральных писать о жизни. Она, эта жизнь испытывает по полной программе. Сейчас мы в России. С августа уже. Даже предположить не могу, когда вернемся туда. Но здесь мне хорошо... Спокойно. Часто тебя вспоминаю, когда по магазинам хожу. Я же за восемь лет отвыкла от брендов и тенденций. Да и вообще, там муж всем занимался, а теперь всё на мне и приходится все как в первом классе...

      Удалить
    3. Оль, я скажу просто - хорошо, что ты сейчас дома. Хорошо. Потому что это дом. То, что спокойнее, это правда. Ничего, все преодолимо. В сложное историческое время живем, но ведь живем!

      Удалить
  16. Боже, Саша, не выкидывай! Позвони куратором, они счастливы будут. На Мешке продают иногда раритет, за них борьба идёт. Особенно жалко, когда мечтаешь о чем-то, а владелец просто выкидывает за ненужностью. Сейчас все больше и больше людей занимаются собранием, реставрацией, изучением Советской эпохи. Она уже не повторится, а все артефакты , особенно изысканные, не массовые, становятся особо ценными. Не выбрасывай, Саша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кать, соберу как-нибудь все и сфотографирую. Мне тяжело разбирать, да и как представлю, что с кем-то встречаться... Но надо. Иначе жалко.

      Удалить