пятница, 12 августа 2011 г.
Зеркала и усадьбы
Продолжаю рассказывать. В холле пансионата стоят два великолепных зеркала. Они (по сути) не имеют никакого отношения к этому месту. Просто их судьба свела:) И не только их.
Итак, прямо у входа, рядом с детскими велосипедами и машинками, креслами, с раскинувшими на них свой товар тетками-лоточницами, стоят два зеркала, с ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ рамами из майсеновского фарфора (Германия). Фактически музейные вещи.
Как они туда попали? Почти детективная история. Ее я раскопала в прессе и интернете. По этой версии зеркала эти попали к нам из Версаля. То, что они в 19 в. попали в Москву из имения князя Радзивилла в Несвиже, это было известно давно. А версия про то, что до имения Радзивилла они побывали в Версале всплыла только в прошлом году.
Версия есть версия. Имеем это в виду:) У зеркал явно польские корни.
В верхних подсвечниках рамы зашифровано имя мастера Кендлер (по-английски candle - свеча). Кендлер один из лучших мастеров эпохи роккоко. Можете задать в поиске его имя и увидите его чудные фарфоровые работы.
Итак, вот эти подсвечники на раме зеркала - это "подпись" Иоганна Кендлера.
Королевский вензель.
Там еще герб интересный есть. С рыцарями и белыми орлами.
Сегодня зеркала стоят в холле, у выхода:))) В них отражаются стеклянно-алюминевые двери бокового выхода. Судьба! Задумаешься о превратностях, глядя на них:).
Зеркала были куплены польскими князьями Радзивилл, один из которых, князь Доминик Радзивилл, примкнул к армии Наполеона при вторжении в Россию. При отступлении армии Наполеона из России Доминик Радзивилл был убит.
Александр I, узнав об измене Радзивилла приказал передать княжескую усадьбу в Несвиже в казну и потом передать ее герою отечественной войны русскому генерал-фельдмаршалу П.Х.Виттгенштейну. В семью Виттгенштейна была взята на воспитание малолетняя дочь Доминика Радзивилла - Стефания. Сын генерал-фельдмаршала Лев женился на Стефании в 1828 г.
Свадьба проходила в подмосковном имении князей Вяземских, друзей Виттгенштейнов – усадьбе Остафьево. Именно тогда эти зеркала оказались в Остафьево (8 км от Москвы). Поместье поэта Вяземского часто посещали его друзья - знаменитые поэты и писатели. Не однажды в эти зеркала смотрелись именитые гости Вяземских – Карамзин и Жуковский, Баратынский и Батюшков, Пушкин и Денис Давыдов, Гоголь и Грибоедов. А знаменитый автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» английский писатель Льюис Кэрролл, гостивший в Остафьево в 1867 году, возможно именно в одном из этих зеркал увидел сказочный сюжет своей книги:))) Это, конечно же, фантазия (про Алису).
Раньше в усадьбе Остафьево также был дом отдыха. А когда было принято решение о перепрофилировании его в музей, то часть имущества была передана в другие дома отдыха (а не оставлено в музее). Так там появились эти шедевры. Судьба.
Вот такие интересные истории я знаю.
Но вернемся к зеркалам.
Одно зеркало - мраморный туалетный столик.
На раме можно увидеть девять муз и их покровителя Апполона с золотой лирой в руках. Самого Апполона смотрим на фотографии вверху:)Там, где я показывала вензель RL. А вот тут мы видим музу Уранию с глобусом в руках.
А вот это сами музы.
Второе зеркало - обрамление камина. В стене устроен фальш-камин. А какая шикарная рама!
Мои любимые "кусочки". Гнездышко. Как настоящее.
Наверху птичка, ангелочки и замечательные цветочные гирлянды. Выписан каждый цветок.
Две русалки, которые обрамляют каминное пространство. Одна с факелом. Наверное готовится зажечь камин:)))
А эта красавица (с листиками водорослей в голове) держит в руках шкатулку с драгоценностями.
Фантастика! Там брошки, кольца, браслеты, жемчужные ожерелья. Все как настоящее, но только фарфоровое. Даже кулончик в форме сердечка. Века проходят, а украшения у женщин не меняются:)
Вот такие две красавицы. Удивительно, что такое могут делать человеческие руки.
Больше в бывшей усадьбе смотреть нечего. Только внешние стены старого корпуса. Их я вам показала в прошлом посте. Остальное - тяжелая архитектура мрамора и алюминия 60-х гг.
p/s Текст откорректировала 13 августа.
Потрясающая история :) Спасибо!!! Даже не представляю, как могли тогда такую красоту делать, без всяких высокотехнологичных штук и приспособлений. И как перевозили? Фарфор ведь хрупкий, по ухабам русских дорог такое перевезти и сейчас проблематично, а уж в 19 веке...
ОтветитьУдалитьНу вот,никогда бы в жизни и не узнала о таком...Спасибо,что делитесь!Зеркалам,конечно же,место в музее,по-моему,это такие уникальные вещи...С удовольствием прочитала обе последние истории и тоже жду продолжения:)))ещё раз большое спасибо и всего самого доброго!
ОтветитьУдалитьБоже мой! Вот это искусство! как все красиво и ..... фантастика! неужели люди это делали сами? О_О просто слов не нахожу.
ОтветитьУдалитьВидимо, пока никто не догадался о ценности зеркал, иначе давно бы "списали". А вещи, действительно, потрясающие! В наш машинный век уже трудно представить, что ТАКОЕ возможно сотворить руками. Самое грустное, что в эпоху ширпотреба вот такие индивидуальные вещи большинство людей даже не видит.
ОтветитьУдалитьОх, девочки, конечно же им место в музее. С хорошей сохранностью (как физико-химическими характеристиками ее, так и с реальной сохранностью). В наше чуднОе время они в полне могут опять куда-то отправиться путешествовать:(
ОтветитьУдалитьКак перевозили, ты права, Наташ. Аккуратно:), а сейчас смотришь, пальчики отбиты...Жалко.
ОтветитьУдалитьКстати, зеркала не вызывают никакого ажиотажа у публики пансионата. Ну фарфор и фарфор:)))) Чего там...
ОтветитьУдалитьНет слов... Хочется одного:чтоб эту красоту удалось сохранить и передать будущим поколениям.Спасибо за фото и описание!
ОтветитьУдалитьВосхищена потрясающе-интересной историей!!!
ОтветитьУдалитьСаша, спасибо огромное.
Вот только до сих пор не могу понять- а почему они там до сих пор стоят? Никто с "сильных мира сего" не хочет "украсить свои хоромы?"
Их бы в музей, чтобы все видели...
К счастью пока стоят, я уже имела опыт наблюдений как в домах отдыха после "проведенного ремонта (реконструкции)" исчезали картины добротных авторов "соцреализма" и заменялись постерами и прочей бурдой за три копейки. А картины уплывали далеко и навсегда.
ОтветитьУдалитьКонечно же им место под охраной.
Дорогая Александрина, почти все легенды, изложенные в вашей заметке - ложные. Литеры, которые вы приняли за LR - это литеры AR, то есть Augustus Rex: имеется ввиду Август Сильный, саксонский курфюрст, избранный в 1697 году королем Польши (его герб - с мечами - помещен в малом, т.наз. сердцевом, щитке на "расчетверенном" щите, где орел - герб Польши, а всадник - герб княжества Литовского. Исполосованная вторая половина этого щитка и есть герб Саксонии). Иными словами, к Франции эти зеркала не имеют никакого отношения:) Но то, что все это музейные, необыкновенной ценности вещи - нет ни малейшего сомнения.
ОтветитьУдалитьКстати о мраморном туалетном столике: белый орел (сидящий на синей державе возле вензеля) - это главная гербовая эмблема Польши: поныне. На этих предметах нет ни одной эмблемы или атрибута, которая связывала бы вещи с Францией. Герб Августа Сильного нетрудно найти в Вики и где угодно.
ОтветитьУдалитьВы знаете, я не буду с вами спорить. В моем посте написано, что это догадки профессора Блюмина. Их я и излагаю. Я не историк и мне не известны гербы. Если вы читали текст, то там написано "по версии профессора Блюмина".
ОтветитьУдалитьМне по сути все равно Франция это или Польша.
Откорректирова текст, убрав спорные моменты:)
ОтветитьУдалитьСаш, спасибо. Большое! Такая красота, необыкновенная, сказочная.. И мне тоже все равно, откуда это оригинально - оставим это историкам, главное, это сохранить уникальные вещи, а вот это очень непросто, увы.
ОтветитьУдалитьОчень красивые зеркала-конечно,их надо бы в музей:(((
ОтветитьУдалитьОх! Красота неописуемая! Я как то равнодушна к архитектуре, но просто млею от такого фарфора. Зеркала эти несомненно должны находиться в музее. Во Львове есть музей, где огромнейшая коллекция старинных часов. Болше всего впечатление на меня произвели именно немецкие фарфоровые часы. А здесь целое зеркало! просто сказочная красота, хотелось бы рассмотреть его живьем, все детальки )))
ОтветитьУдалитьУслада глазу!
ОтветитьУдалитьШедевры! Пусть бы и из Польши, а не из Версаля. Главное - качество и тонкость работы!
ОтветитьУдалитьСаша, в наше лихое время умудряются чугунную лестницу из усадьбы в ЦЕНТРЕ МОСКВЫ вынести, а вы про зеркала. Вам очень повезло,что увидили их "вживую" да еще и обфотографировали. Спасибо, что нам показали!!!!
Шедевры, девочки. И очень они резонируют с местом их расположения.
ОтветитьУдалитьПрочла два поста: э тот и предыдущий. Огромное спасибо, очень интересно!!! слушай, по прочтении этого чуть ли не с самого начала думала: надо зеркала спасать! никакой надежды что не побьют и вообще.. а под конец ты сама написала... Хоть я и не люблю всякие барочные крендельки, но зеркала то шедевральны!!! а отражение бетона -как кощунство...
ОтветитьУдалитьда, Саш, и еще узкий момент- так и не поняла, каким образом эти зеркала в остафьево то оказались? ведь не за аренду имения под свадьбу Голицына их Вяземским отдала...
Не знаю, Тань:))) Там все не совсем ясно. Гуляли зеркала по Европе.
ОтветитьУдалитьА отражение в них ужасно, действительно.
А представь еще, ведь зимой эти двери открываются, а там мороз. И тетка, убирающаяся в холле, с тряпкой... ох.
вот-вот, ладно с тряпкой, а ведь она может и шваброй шандарахнуть! :(((((
ОтветитьУдалитьА еще есть отдыхающие детки, мОлОдежь и пОдростки.
ОтветитьУдалитьСаша, какая красотища! Спасибо за терпение и желание сделать такой пост. Очень впечатлилась деталями зеркал. Такая тонкая работа! А перспективу можно представить! Конечно место в музее таким вещам.
ОтветитьУдалитьда, мейсенский фарфор это нечто! такие зеркала действительно в холле лучше не хранить.
ОтветитьУдалить