суббота, 13 февраля 2021 г.

Крестьянские дети - 2

 Решила собрать все свои раскопки по Вологде в отдельном посте. Мне так удобнее все просуммировать, да и может кому-то моя информация поможет в своих поисках. Итак, поехали.

Что я знала на момент начала розысков? Мой отец родился в 1939 г. в Вологде. Там он прожил до 9 лет. В 9 лет он и его младший брат выдержали экзамены и поступили как дети, погибшего во время ВОВ офицера, в суворовское училище и уехали учиться сначала в Горький, а потом в Ленинград. Он приезжал в Вологду только на каникулы и после окончания училища прожил там пару месяцев в доме у бабушки, похоронил ее, а потом поступил в институт и больше не возвращался туда. В паспорте место рождения Вологда, имя мамы Александра Ивановна (в девичестве Садовая).Мама родилась в 1915 г и умерла в 1950 г. Имя бабушки Аполлинария Павловна, она родилась в год рождения Чапаева (т.е. в 1887  г.), умерла в 1958 г. По мужу она была Садовая. У нее были три ребенка от первого мужа Ивана Садового - сын Василий и две дочери Галина и Александра. Муж погиб на Первой Мировой войне. Второй раз она вышла замуж за Ивана Конягина после революции и в 1920 г. родила от второго мужа дочь Веру. Потом ушла от него и поселилась в Вологде. Вот ее дочь Вера Ивановна прожила более 90 лет. Ее я хорошо знала, так как периодически встречалась на родственных посиделках. Она была теткой моего отца по матери. Это сводная сестра моей бабушки Александры. Но она была НЕ Садовая и про Садового не знала ничего. По воспоминаниям отца в детстве они жили в старом деревянном доме на улице Лассаля (потом Калинина- а до того Желвуновской). Номера дома он не помнил. Помнил, что во второй половине доме жили какие-то родственники, с которыми они не контачили, более того, детям не разрешали дружить с детьми этих родственников. Был какой-то семейный конфликт. Фамилия этих родственников была очень похожа на фамилию Садовые. Но чем-то отличалась... В чем была разница отец не помнил - то ли Садовские, то ли еще как-то. Но не Садовые. Так помнил отец. Там была тоже вдовая хозяйка и дети. Вот и вся информация с которой я начала поиски. 

Что я хотела найти? Полное имя деда Садового Ивана. Его год рождения (время гибели я знала примерно - 1915-1916 г.). Он погиб на 1 МВ, его дочь (моя бабушка Александра) родилась в 1915 г. Значит призвали его примерно в начале 1915 г. Откуда он родом? Где был рожден и жил? Сословие? Девичья фамилия бабушки Аполлинарии Павловны? Откуда она? Семья, место рождения, сословие. Проблема была практически нерешаемая. Для того, чтобы найти свои истоки нужно найти ХОТЬ одну точную точку рождения, от которой можно выстраивать линию. Тогда можно искать метрические книги церкви, к приходу которой относилось это место. А я знала только место их проживания до и после ВОВ. Но были ли рождены мои предки в Вологде? Я могла бы поискать в метрических книгах запись о рождении моей бабушки - я знала ее девичье имя Александра Ивановна Садовая. Значит нужно искать рождение в 1915 г. "Александры - дочери Ивана Садового и его законной жены Аполлинарии Павловны". Так это будет записано в метрической книге. Но КАКОЙ церкви???   Если она родилась в Вологде, то нужно пересмотреть метрические книги ВСЕХ церквей Вологды за 1915 г. Уф. Я понимала, что это нереально, но я зарегистрировалась на сайте Вологодского архива и начала их просматривать. Искала церкви, которые располагались ближе к улице Лассаля (до революции Желвуновской). Не нашла такой записи ... 

Пошла другим путем. Стала искать Садового Ивана. И знаете, я нашла... Нашла Садового Ивана Васильевича. 

Вологда - это место, где ценят свою историю. Такого количества сайтов, где можно найти информацию о своих вологодских предках нет ни у одного другого российского города)). Правда!  Я сейчас дам ссылки по истории Вологодского края. Может кому-то из вас пригодятся. Кстати, там много интересного просто для общего развития. 

У них потрясающий архив, который оцифровал огромное количество метрических книг и разместил  тут - Вологодский архив.

Генеалогия Вологодского края - очень информативный сайт для начинающих исследователей. 

Базы данных по Вологодскому краю - их же ссылки на основные базы.

База данных Церквей Вологодской епархии.

Вологжане, участники 1 МВ 

Книга памяти Вологодской области - тут можно ввести данные по героям ВОВ.

Вологодские корни - группа в ВКонтакте

Кто есть кто в памятных книгах Вологодской губернии  в 1853-1916 гг. 

Вологжане - участники 1 МВ.

Список избирателей в ГД 1906 г.

Список избирателей Вологды в ГД 1917.

Газета Вологодские губернские ведомости 1838-1917 гг.

Улицы старой Вологды

Церкви Вологды

Вологда в фотографиях

Я начала искать своего прадеда Садового Ивана на сайтах потерь 1 МВ - Первая мировая война.

И  там я его нашла. Вот его карточки -  СадовОй Иван Васильевич 




Что можно извлечь из этих карточек? Все! В 1915 г. Ивану Васильевичу было 32 года, он был женат, был призван (значит жил) в селе Сельцо Вологодской губернии, Вологодского уезда Оларевской волости, был ратником Лейб-гвардии Московского полка. Погиб у деревни Бзите (Польша) в июле 1915 г. 


На сайте "Вологжане - участники 1МВ" я тоже нашла его данные. Они те же  самые.
Оттуда я и начала искать Садовых из села Сельцо Оларевской волости. 
Кстати, решила на всякий случай посмотреть Садовых на сайте героев ВОВ Память народа. И нашла там Садового Алексея Ивановича, рожденного в г.Кадников, который до призыва жил в Вологде на улице Лассаля, дом 34.  Там во время войны оставалась его семья  - жена Садовая Александра Александровна с детьми. Только вот он был СадовЫй, а мой прадед СадовОй. Вот оно - различие в одной букве в фамилии. Жены обоих были СадовЫе, а мужские фамилии различались на одну букву.  Поняла, что нашла того самого родственника, с семьей которого жила семья моей бабушки. Дом на улице Лассаля делили две жены ДВОЮРОДНЫХ братьев Садовых - моя прабабушка Аполлинария Павловна (она была жена Садового Ивана Васильевича) с дочерями Александрой и Верой и их детьми, а на второй половине дома жила  жена Садового Ивана Дмитриевича -  Садовая Анна Николаевна с сыном Алексеем Ивановичем, его женой Александрой Александровной и их детьми. Уже потом, раскопав в метрических книгах Рабангской церкви записи о их рождении и заключенных браках, я увидела, что оба брата носили фамилию СадовЫй. Разночтения возникли уже при записи смерти моего прадеда в бою 1915 г., когда он был записан как СадовОй. А в метрических книгах мой прадед при рождении и при заключении брака был записан как СадовЫй. 

1950-е гг, Вологда, ул.Лассаля, дом 36 (34 скорее всего был такой же)

Мне очень повезло!!! 30 декабря (прямо под НГ) Вологодский архив выложил на свой сайт все оцифрованные метрические книги церквей Вологодской епархии - тут. Поэтому я все новогодние каникулы провела, изучая записи нужной мне церкви. Место моих предков Олонецкой волости носит интересное имя - Рабанга. Это то место, где потом в начале 20 в. возникло промышленное поселение фабрики Сокол (первое целлюлозно-бумажное производство в России). Сегодня это город Сокол. А рядом и город Кадников. А моя деревня называлась Сельцо-Горки. И в нем располагался Спасо-Преображенский Рабангский монастырь,  основанный в 1447 г. преподобным Филиппом Рабангским. В 1764 г. он был преобразован в Спасо-Преображенскую Рабангскую церковь. 

Фотография начала 20 в.


Церкви сейчас нет. Разрушена в 1930 -е. На ее месте сейчас воссоздали часовню.

Фотографии я взяла в интернете. 


Рабанга - это название местности вокруг реки Сухона, происходит от финского названия "рапа" - "ил" - "илистая река". Там много таких названий с финно-угорскими корнями (от вепсов) - Рабанга, Корбанга, Литега.  Фотография, которую я вынесла в самое начало поста - это река Сухона у Сельца-Горки (она так и называлось - деревня Сельцо-Горки). А рядом с ним располагалась деревня ВасютинА. Они были разделены рекой Сухона.

Нашла фотографию паромной переправы между Сельцом-Горки и деревней Васютина (начало 1910-х). Вот в таких домах жили мои предки. В моей линии отца слились две семьи из Вологодской области - Садовые из Сельца-Горки и Куликовы из деревни Васютина. Возможно, что какой-то из этих домов и был наш. В деревне было много Садовых (прародителем которых был Михайло Илларионович Садовый). Я посмотрела потом по Исповедальным ведомостям церкви, все братья жили отдельными домами.

Паромная переправа между Сельцом-Горки и деревней Васютина (начало 1910-х).

Вот она - долгожданная запись из метрической книги Рабангской церкви от 1907 г. о свадьбе. 


28 января 1907 г. Оларевской волости деревни Сельца-Горки  крестьянский сын Иван Васильевич Садовый, православного вероисповедания, первым браком, 23 лет и той же волости деревни Васютина крестьянская дочь, девица Аполлинария Павловна Куликова, православного вероисповедания, первым браком, 19 лет. 

Обратите внимание, 28 января (год только начался), а это уже 19-я свадьба в этой церкви. Вот это были села! Итак, я нашла то, что искала - имена, фамилии, года рождения. Потом я нашла исповедальную ведомость на 1864 г. и раскопала всех своих родных по линиям Садовые и Куликовы на 1864 г. Кстати, там было указано, что мои семьи относились к казенным (государственным) крестьянам. На момент 1864 г. фамилий еще не было, так что вычленяла эти семьи по именам владельцев домов. Если вам повезет и вы найдете в архиве исповедальные ведомости вашей церкви, то считайте. что вам повезло нереально)). В каждом доме переписывались все проживающие с указанием имени, возраста и родства (жена, дочь, сын, невестка). Это фактическая перепись всех жителей деревень, которые "приписаны" к приходу данной церкви. Я раскопала всех детей, жен, отцов, братьев и сыновей... Мне повезло дважды - я нашла исповедальные ведомости 1864 и 1916 г. Но это уже интересно только мне. А вам рассказала как можно (не имея много информации) найти свои корни. 

Хотя для себя запишу основные данные по моим Садовым, которые я смогла раскопать на 1864 г.
Не все метрические книги сохранились, а некоторые еще не оцифрованы, так что не все даты мне сейчас известны. но общая канва вырисовывается. Будем дальше мониторить)).

1. Прапрапрадед - Садовый Михайло Илларионович + жена Федора Андреевна
У них родились сыновья: Александр
                                            Дмитрий (1842-1918)
                                            Алексей (1847 -        )
                                            Василий (1850 - 1905)  - мой прапрадед
                                            Иван      (1851 - 1852)
                                дочь    Надежда (1825 -1913)

2. Прапрадед Садовый Василий Михайлович (1850-1905) + жена Манефа Андреевна 
У них родились сыновья: Сергей 
                                             Иван (1883-1915) - мой прадед
                                             Василий (1884 -...)
                                             Михаил (1888 - ...)
                                             Александр (1901 -...)

3.Прадед Садовый Иван Васильевич (1883-1915) + жена Аполлинария Павловна Куликова (1887-1958) свадьба 1907 г.
У них родились сыновья: Василий
                                            Николай (1913-1913)
                              дочери: Галина    (1909 - ....)
                                            Александра (1915-1950) - моя бабушка.

В честь бабушки Александры Ивановны мой отец назвал меня Александрой. Она умерла очень молодой - 35 лет от инфаркта, когда ему было 11 лет. Я смогла выстроить линию родства (то есть документами доказать мое родство с ней по линии отца - представила свидетельство о браке моих родителей, мое свидетельство о рождении, свидетельство о рождении отца, где указана она как мать) и заказала в Вологодском ЗАГСе повторные свидетельства о рождении отца, свидетельство о браке его родителей в 1936 г., свидетельство о ее смерти в 1950 г. и справку о смерти. Это мне оформили и выдали. Но справку и свидетельство о смерти прабабушки Аполлинарии Павловны мне не выдали:(. Доказать то, что она родила мою бабушку нет возможности, так как это было в 1915 г. и данные должны быть не в ЗАГСе, а в Архиве Вологды. Но в архиве метрическая книга за 1915 г. не сохранилась, увы. В исповедальных ведомостях церкви она записана как "дочь Александра - 1 год", а вот самой метрической книги нет. Так что с точки зрения ЗАГСа я родство доказать не могу (для получения официальной бумаги). Но работница ЗАГСа зачитала мне вслух дату, место и причину смерти. Так что я это теперь знаю. Но бумажки нет)), хотя мне это не так важно. Мне предложили обратиться в Архив и принести оттуда справку о том, что метрической книги и записи нет, тогда ее приложат в дело и выдадут мне справку о прабабушке. Думаю)). Может так и сделаю. Заодно запрошу и свидетельство о ее рождении. Хотя я знаю, что она из деревни Васютина. Я потом отдельным постом расскажу как и где можно получить разные очень информативные архивные бумаги. К примеру автобиографии ваших родственников. А пока вот этот второй пост о крестьянских детях. Теперь о вологодских. О новгородских я писала тут. Кстати. там я еще глубже продвинулась за прошлый год. Надо будет еще вписать новые данные о  прапрапрапрапрапра... 

Итак, суммируем самое главное - ищем привязку к церкви, где жили ваши предки. Там крестили детей, регистрировали браки, там в записях можно найти все ветви вашей семьи. Церкви регистрировали эти события до 1918 (реже 1919 г.). Затем все было передано в ЗАГСы, а это совсем другая история. Метрические книги находятся в областных и городских архивах и подтверждения линии родства там НЕ требуется. А в ЗАГСе подтверждение родства необходимо. Если архив уже оцифровал и выложил материалы к себе на сайт, то это восторг - не сходя с дивана вы можете все найти. Если не оцифровали, то нужно ехать в архив и сидеть в читальном зале:(. Но сейчас все очень ускорилось, архивы просто "выстреливают" партиями опубликованных документов. 

Как выйти на эту исходную точку "привязки"? 20 век - тяжелый век, две войны прокатились по нашей стране. Почти все мужское население в той или иной степени были затронуто этими войнами. Статистика учитывала их как участников войн. Причем затронуты этими войнами были поколения наших прадедов, а потом дедов. Редко, кто участвовал в двух войнах сразу. Можно в два захода посмотреть мужские линии семей - в 1 МВ отцов, а в ВОВ их сыновей.  Ищите на сайтах, участников войн. Ищите не только по той фамилии, которая вам известна. Перебирайте варианты написания, даже самые парадоксальные, учитывайте то, что раньше все записывали вручную и скорее всего вы столкнетесь в кучей ошибок и неправильных записей. Перебирайте. Ищите по месту рождения (там есть такая строка), по месту призыва. Когда я увидела в карточке прадеда запись "место рождения - Сельцо", то я сначала решила, что писарь просто не записал КАКОЕ это сельцо))). И вдруг, перебирая варианты географических точек Оларевской волости, я наткнулась на деревню Сельцо-Горки. Уже позже я увидела свидетельство о рождении младшей дочери Аполлинарии Павловны (той самой Веры Ивановны, которая прожила более 90 лет) и там было указано как раз то самое Сельцо! К тому моменту я уже нашла в метрических книгах своих Садовых-Куликовых, но мне было приятно еще раз удостовериться, что я была права. 

Удачи! 

53 комментария:

  1. Саша, это потрясающе!!! Я просто восхищаюсь твоими результатами поисков. Какие красивые женские имена!!! Манефа - впервые в жизни слышу это имя, очень красивое!!!
    Саш, я после прочтения твоего предыдущего поста про поиски зашла на сайт Пензенского архива, ведь мой дедушка Кузьма именно там проживал до войны и оттуда призывался на войну, но там нет оцифрованных документов из церквей, вот думаю, может заказать родословную, там есть такая услуга, по предоставленной информации и по имеющимся документам в архиве они смогут сами найти информацию и прислать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, я потом напишу про имена)). Очень интересно смотреть как менялась "мода" на имена. В метрических книгах разных областей имена очень разнятся. Я проутюжила новгородскую, вологодскую и уфимскую епархию и очень видно, что имена там использовались разные. Знаешь, если есть финансовая возможность, то можно и заказать. Под ключ будем примерно 30 тыс. Я решила сама риснуть и пока получается. Можно еще на форуме ВГД заказать просмотр книг волонтерами. Там уже дискуссионная цена, примерно по 800-1000 р.за книгу выйдет.

      Удалить
    2. Пока такой финансовой возможности нет, но это цена и за оформление генеалогического дерева, а в электронном варианте дешевле намного будет.

      Удалить
    3. Мне жалко стало. Решила попробовать сама, а потом втянулась и пошло))).

      Удалить
    4. Саша, ты вдохновляешь на такие же поиски и меня!!! Сегодня целый день сижу на сайте архива пензенской области, нашла сельскохозяйственную перепись населения 1917 года и имя моего прадеда в списке, теперь знаю его отчество!!!, карточка открывается без подробностей, видимо ещё не оцифрованы документы настолько, чтобы увидеть все подробности, буду ждать. Ощущения непередаваемые и очень сильные!!!

      Удалить
    5. Аааа!!!! Ты попала!!!))) Свет, я тоже в уфимском архиве начала с сельхоз переписи 1917 г. и нашла своего прадеда переселенца с Украины! А потом нашла его в переписи 1920 г. А потом понеслось))). На этой карточке интересно рассматривать сколько людей жило в семье (имен нет, но возраст и принадлежность - жена, сын, невестка, внук указаны) . Там и уровень образования, военная повинность, занятость, количество земли, коз-коров-лошадей, кур указано

      Удалить
    6. Там только имя владельца дома указано. Но по этим именам владельцев я нашла, что в их деревне жили его две дочери (вдовые) и на них были записаны дома. И потом уже удалось и их проследить - они вторично замуж выходили. Так что это только начало. Вообще это все круче, чем детектив читать)).

      Удалить
    7. Я пока только карточку типа визитки открыла, где указаны ФИО, село, волость, больше информации не открывается, кстати следующим порядковым номером, вероятно, идёт родной брат прадеда, фамилия и отчество те же. Аж дух захватывает. Вот церковные записи пока тоже не доступны. Саша, спасибо тебе за этот азарт, так сказать, в хорошем смысле этого слова!

      Удалить
    8. Вот! А я так нашла дома двух дочек. У них отчества запоминающиеся (Лупповны), которые потом трасформировались в Лукины (Лукиничны). Так и определила. Больше в деревне таких имен не было. И верно! Потом автобиографию деда нашла (написанную в 1930-е гг) и там они фигурируют. Это я о третьей своей линии - уфимско-одесской))

      Удалить
    9. Саша, ты так интересно об этом пишешь, что заражаешь желанием искать своих предков!!!
      А какие имена тогда были, какое разнообразие, сейчас таких нет!!!
      Вот сыну повезло, ты для него целую летопись создала!!! Он ещё оценит с возрастом.

      Удалить
    10. Свет, надеюсь)). Пока посмеивается надо мной)).

      Удалить
  2. Саша-Александра! Завораживает история поисков и результат!спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, это очень интересно и очень эмоционально.

      Удалить
  3. Саша, какая ты молодец! Сколько терпения! Восхищаюсь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ир, отвлекаюсь). Стараюсь искать смысл жизни.

      Удалить
  4. Саш, преклоняюсь перед твоей стойкостью и целеустремленностью. А ещё знанием своей истории. Я до своей прабабушки ни о ком в роду и не знаю ничего. И то по маминой линии, благодаря тому, что она много жила у своей бабки и слушала ее истории про войну, про переселение на Сахалин (и главное, все запоминала, а не отмахивалась, как это делают подростки и молодые). Оттого как представлю, что начинать придется сначала, да ещё и при исходных данных только одной семьи, переезжавшей по несколько раз, становится страшновато. Но ты вдохновляет на подобный подвиг. Вдруг хоть у меня получится собрать всю историю семьи хотя бы по маминой линии. Для себя, для племянников, для последующих поколений. Кстати, ты как-то писала про таблицы, а которых ты все систематизируешь. Можно об этом подробнее рассказать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, ты попробуй начать. Там как снежный ком покатится. Хотя в самом начале будет трудно. Я несколько раз шла не по правильному пути. Потом бац - не мои, разочарование...Но потом мелькнет что-то и снова раскручивается клубочек.
      Я сначала все на карточки записывала. Так проще потом пасьянс раскладывать. Найду кого-то в метрической книге и записываю на карточку, потом их раскладывала друг под другом. Потом уже записывала на больших листах (сдвоенных из тетради), пытаясь дерево построить. А потом поняла, что начинаю путаться, так как одновременно пошла по 4 линиям и у меня уже каша в голове стала образовываться. Тогда я у Димки стащила общие тетради (которые после школы остались - пустые)) и по каждому роду завела тетрадь по годам. Просматриваю метрическую книгу 1900 г - записываю, 1901 - записываю и тд. Так проще стало. Пока все это в динамике)). Надо все систематизировать в программе. Но я никак не дойду до этого.

      Удалить
    2. Вот и я представляю себе формат дерева в табличном виде. Но надо понять, как это все начать))

      Удалить
  5. Прочитала как увлекательный роман -)) Хорошее дело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, роман пишу)).Димка говорит - напиши книгу о том, как ты все это искала)).

      Удалить
  6. Саша, это потрясающе!
    Если бы я давно не читала твой блог и не знала твою профессию, то я бы подумала, что ты историк, на досуге изучающий свою родословную :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, ну я все-таки гуманитарий)), так что вот думаю "не переквалифицироваться ли мне в управдомы"))). Димка подбивает книжечку написать)).

      Удалить
    2. А почему бы и нет? Это на самом деле очень интересно и увлекательно. Прислушайся к его идее, Диме будет приятно :)

      Я думаю, что тоже как-нибудь попробую поискать предков по маминой линии. Они из Ульяновской области, есть хорошие шансы, что метрические книги сохранились, и названия 3-4 сел мне известны по рассказам бабушки и дедушки, есть с чего начать. Я когда-то подавала надежды как юный историк (была в числе победителей республиканской олимпиады по истории), что-то у меня должно получиться :)

      Удалить
    3. Давай! Я в Самарском архиве отлично "посидела", у них почти все оцифровано. Может и в Ульяновском тоже? Так что попробуй! А я буду думать над Димкиным предложением))).

      Удалить
  7. Саша, ты просто героиня! Столько труда, терпения и времени! Но оно того стоит.
    Я вот тоже готовлюсь к поискам, но мне придется шерстить Пензенскую и Саратовкую губернии, и пока мы "с Севера дальнего", то настраиваюсь. Готовлю начальные данные 0)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, как раз архивы подготовятся и успеют выложить новые данные)). У них сейчас как раз активная работа по оцифровке. Я в прошлом году бы такого прогресса не сделала. Так что все вовремя))). Готовься!:))

      Удалить
  8. Саша, ты герой!Такую работу проделала, обалдеть можно! Чего стоит разобрать что написано, пусть и хорошим почерком)Копать в глубь веков в стране, где столько людей и бумаг сгинуло в войнах-это подвиг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это верно, Свет. Особенно по оккупированным территориям проблемы есть. По Новгороду много документов пропало.

      Удалить
  9. Такой титанический труд и столько терпения, Александра. И результат впечатляет. Сын прав - надо книгу написать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж)). Самое тяжелое было переселенческую линию раскручивать. Там вообще детектив).

      Удалить
    2. С праздником!
      В этот яркий, светлый день
      Пусть уйдет печали тень,
      Сердце радостью наполнится,
      Все желания исполнятся!

      Удалить
    3. Спасибо, Надя! С праздником!

      Удалить
  10. Саша, потрясающе!!! Какой труд! Твоей пытливости и терпению можно позавидовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я так отвлекаюсь. Стресс снимаю)), а потом это так захватывающе! Настоящее исследование.

      Удалить
  11. Ничего себе расследование, Саша.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаешь, переселенческие раскопки еще веселее)), там вообще детектив.

      Удалить
  12. Саша! Ты детектив! Как хорошо знать своих!!!!! Обязательно буду искать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давай, Ань. Это увлекает)). Но чем позже начнешь, тем больше вероятность того, что уже выложат новые материалы. Сейчас активно оцифровываются архивы.

      Удалить
  13. Да уж... Саша, накопала, так накопала. Это ж какой азарт и аналитический ум надо иметь! Снимаю шляпу! Но время... Сколько времени потрачено. Может быть, когда-нибудь я тоже займусь этим. Но сибирские глубинки, думаю, копать будет сложнее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жень, я в Новосибирский архив обращалась. Там много оцифрованных материалов, они прогрессивные)). Мои дальше Новосибирска не двигались. А по времени - это как пойдет. Иногда быстро, а иногда на полгода приходилось откладывать, просто потому что нет выхода на оцифрованные материалы.

      Удалить
  14. Саша, я попробовала покопаться на сайтах, которые ты дала в прошлом посте. И поняла, что тебе сильно повезло.
    Я искала самое понятное - своего деда, которого знала лично. И что же? в разных документах указано разное место призыва в армию и ухода на ВОВ. Бросила. Моим никому это не надо, мы из "непомнящих родства". Да что говорить, у нас есть и исключённые из рода на энергетическом уровне. Эх...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, я как-то настроилась и понеслось. Тоже никому не нужно было... Спрашивала у родителей - ничего не знают по сути. Мать вообще агрессивно все восприняла:(. Не надо ничего копать. Ну ей не надо, так не надо. А мне надо было. Я как долг выполнила...

      Удалить
  15. Упорство и интерес дали результат! Саша, ты герой! Молодец!
    Это очень здорово знать свои истоки! Впечатляет!

    ОтветитьУдалить
  16. Саш, спасибо за пост! Несколько раз читала, прерывалась, опять возвращалась. Одно не могу понять: как ты эти каракули разбираешь :))) Я в одном месте нашла метрические книги, но ничего не могу разобрать, написано-то все от руки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, про каракули отдельно напишу))).Я некоторым дьячкам (плохо учившимся в семинарии))) руки бы поотрывала)). Все зависит от человека, который заполнял метрическую книгу. Некоторые явно халтурили в духовном училище)).

      Удалить
  17. Эпический труд! Саша, ты сделала огромное дело! Не нашла ли заодно каких-нибудь потерявшихся дальних родственников?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, Нина, я не искала. Мне корни интересны. Я примерно знаю, что где-то кто-то есть. Но это уже все так далеко...

      Удалить
  18. Саш, а я сижу реву. Хотя и родственники не мои вроде, но аж до мурашек. Все эти твердые знаки в словах, фамилии и даты производят потрясающее впечатление. Ты умница, гигантский труд!
    У меня бабуля на старости лет сделала такую рукописную тетрадь, куда выписала не только даты и фамилии, но и все, что помнила о людях на два поколения назад. Заодно внесла всякие интресные детали типа "дед Василий, прожив с женой Татьяной 25 лет, ушел от нее и пятерых детей к Дуньке - жене своего родного брата". Будешь книгу писать - не забудь про Дуньку. Уверена, своя Дунька у вас тоже есть :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, вот что удивительно, у нас никто не разводился и даже повторных браков не было (вдовых я имею в виду). Я первая отчебучила))). Так что Дунька - я)). Мою Санту-Барбару вообще как сценарий издавать надо)).

      Удалить
    2. ага, издашь малым тиражом и твои читатели моментально его раскупят :)
      Вообще я чем больше бабушку расспрашиваю, тем интереснее и интереснее - одна прабабка вышла замуж по расчету, мужа не любила. Другая, наоборот, любила слишком сильно. Этот обворовал родную мать, та вышла замуж против воли родителей. Такая движуха там была, ого-го.
      Так что ты того... пиши :) Пупс будет детям мЭмуары зачитывать.

      Удалить
  19. Саш, ну просто Настя Каменская - таблицы-карточки-стрелки! Это, правда, покруче любого детектива будет! В хорошем детективе переживаем благодаря мастерству автора, а тут адреналин всамделишний...

    ОтветитьУдалить