воскресенье, 9 декабря 2018 г.

Русский Север

Спасибо Ане, подсказавшей, что на днях в Историческом музее открылась выставка "Русский Север" (сайт музея с описанием выставки тут). Она продлится с 5 декабря по 20 мая 2019 г. Решили не откладывать посещение на весну и в эту субботу сходили в музей.

Выставка проходит в здании музея Войны 1912 года. Там замечательная основная экспозиция, если доберетесь, то не забудьте и туда заглянуть.

А мы шли смотреть коллекцию художественных сокровищ уникального региона - Русского Севера. Это еще и наши семейные истоки ---  линия дедушки - это  переплетение вологодских и новгородских корней. 

Русский Север на карте нашей Отчизны.

Наши родные места - от Вологды до Новгорода.
Выставка состоит из 4 залов. Вроде бы не так много экспонатов, но все интересны. И все хотелось сфотографировать, оставить себе на память. Так что разделю я фотографии на два поста. В первом покажу художественные промыслы, этнографические экспонаты, а во втором посте иконы, рукописные книги, экспонаты старообрядческого быта.

В первом зале в самом центре стоит манекен в праздничном женском костюме (конец 18 -нач.19 в). - сарафан из шелка и душегрея из парчи.

Ожерелье и серьги из перламутра, стекла, жемчуга.

Отдельный стенд с изящными небольшими табакерками из серебра с чернью, золочением и гравировками. Чернение по серебру из Великого Устюга - один из народных промыслов Русского Севера.

Каждая из них выведена экран стенда и можно рассмотреть все мелкие детали.


Там много очень интересных серебряных изделий с чернью.


А это серебряный складной гребень с чернением (Вологда, 1831 г.). 

Чаши, чарки и серьги из Сольвычегодска (серебро, нефрит, эмаль, скань).

Ларец, табакерка, коробка, флакончики из Великого Устюга (серебро, чернение, золочение).

А это работа неизвестного автора "Панорама Великого Устюга от реки Сухоны" 1795 г.


"От Вологды до Устюга текущая..."

"...река Сухона..."

"...расстоянием 500 верст". Особое удовольствие и особый интерес был читать старые надписи. Как сказал мой домашний лингвист)),  северный шрифт очень отличался. Ему это было особо интересно, да и практика замечательная. 

А это серебряные изделия со сканью из Великого Устюга.

Совершенно потрясающие архангельские иконы из моржовой кости. Смогла сфотографировать удачно только одну. Такая филигранная резьба!

Ларец, подсвечник и чернильница из меди и эмали (Великий Устюг).

Венец девичий (Архангельская губ.), перламутр, шелк.

Кокошник (Олонецкая губ.) 19 век. 

Кокошник (Олонецкая губ.) 19 век

Сборник (Вологда) 19 в.

Чайница (медь, эмаль) Великий Устюг.

Чайник (медь, эмаль) Великий Устюг.

Во втором зале очень много интересного.

Охлупень (запоминаем новое слово!!!))) - навершие крыши (дерево, топорная работа), конек на крыше. 

Дверь с росписью 19 века из Вологодской губернии.

Как я люблю такие росписи...

Буфеты конца 19 века с росписью. Милый лубочный стиль.



Деревянные панели-перегородки и сундуки из Вологодской области.

Потрясающий ларец из дерева, олова, железа и слюды с росписью (Архангельская губ. 17 век)

Холмогорские деревянные двери с резьбой и слюдяная оконница. В проеме дверей видно меня)).

А это модель крестьянской избы Русского Севера.

В таких дома мы были, когда путешествовали в Великий Новгород. 

На экране можно увидеть что находится внутри такой избы.

В этом же зале очень красивые прялки и деревянные чаши, туеса.


А еще там потрясающая деревянная посуда - чаши, братины.

Это солоница - солонка для хранения и подачи на стол соли. Использовалась во время свадебного обряда. Крышка отодвигается. Выдолблена из куска дерева. На спинке птицы два птенчика.

Это расписная солоница.

А это ендова  из меди с чеканкой (еще одно новое слово запоминаем!!!)). Ендова - древнерусская посуда с желобком для разлива по чаркам.

В этом же зале располагаются две витрины с вышивкой. 



Конец полотенца (19 в.)


Подзоры.

Вышивка типичная для наплечных украшений женских рубах Олонецкой губернии.

Конец полотенца (19 в.)

Конец полотенца со стилизованным барсом.

Коруна - девичий головной убор.

Сборник - женский головной убор.

Кокошник.

Во второй витрине выставлены вышитые костюмы Русского Севера. Тут расположены вышивки, которые привез из путешествий русский художник Иван Билибин. Обрядовая рубаха из коллекции Билибина (Олонецкая губерния).

Праздничный женский костюм Вологодской губернии (конец 19 в.)

Так могла одеваться моя прапрапрабабушка...

Перевязка - девичий головной убор (Каргополь).

А это прялка, кукла-крестьянка, а сверху пяльцы (пяла).

Пяла - Олонецкая губерния, нач. 19 в. Знакомая нам всем рама)).
Точеные, красивые!

Деревянная кукла-крестьянка.

Обрядовая рубаха и пояс (Олонецкая губ. 19 в.)


Расписные деревянные детские саночки.

Набор открыток по картинам Билибина, выпущенный в начале 20 в. Вот почему они их не переиздали? Я бы купила.

А еще там два зала с иконами, рукописными книгами, старообрядческими экспонатами.
Постепенно обработаю и тоже покажу.
Выставка очень камерная, но при этом очень насыщенная интересными экспонатами.
Каталога к выставке нет. 

30 комментариев:

  1. Спасибо за фотоотчет! Можно и не ходить теперь :))) Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Наташ))). Сбила музею приток публики))).

      Удалить
  2. Ох, Саш, спасибо за жкскурсию)) многое узнала, у нас, видать, было достаточно переселенцев из ваших краев и узоры на рубахах похожи)) но именно бытовых предметов сохранилось мало, да и везли не все - многое делали уже здесь, не такое красивое и красочное)) так что окунулась, будто в другую культуру)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно везли, Ксюш. Интересно смотреть на старые вещи, любая прикладная вещь была украшена. Старались предки разукрасить жизнь.

      Удалить
  3. Саша! Спасибо! Не согласна, что можно теперь не ходить - у меня наоборот, аппетит разыгрался. Там вживую смотреть и не пересмотреть) Сколько деталей! Красота!
    Саш, а ты не хочешь попробовать кистевую роспись? Может это у тебя корни проснулись, гены стучат!
    Мне свекровь говорила, что зимой в деревне до того тоска, делать нечего, мать сидела и вышивала и шила без конца - иначе свихнешься. Плюс темень. Может потом столько красивых работ, столько мастеров было на Севере.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ань, в горнице были окна, через них шел свет и вот там и вышивали-пряли наши бабушки. Я думаю, что гены во мне стучатся. И хотя я НИЧЕГО не знаю о своих предках:(, но думаю, что было все это, было - и вышивали, и пряли, и кружева создавали. Ань, я еще с силами соберусь и покажу книги-иконы. Димка там завис - читал. Для него это такая практика!Мы на два голоса, обгоняя друг друга тексты на открытых страницах читали)).

      Удалить
    2. Свет из окон та еще радость) У нас в Ухте например зимой в три часа уже было темно) В любом случае делать на улице особо нечего, гулять холодно. Вот и сидели сначала при лучинах пряли, позже при свете лампочек шили и вышивали. Марианна говорила, что зимой в основном ткачеством и прядением занимались. Иначе зрение посадишь.

      Удалить
    3. И пели))), и еще всякие сказки рассказывали))). Вот и все развлечения.

      Удалить
    4. Кстати, там светец пол лучины очень красивый в витрине с вышивкой стоит.

      Удалить
    5. И еще полюбовалась! Ой, до чего ж красота!
      Светец чудо! Как люди жизнь старались украсить!
      Не думаю, что скучнее нас жили. Многое в памяти хранили, передавали из уст в уста. Маточкин сейчас пытается возрождать сказительство. Очень надеюсь, что попаду наконец на встречу с ним.

      Удалить
    6. Ань, я сейчас вторую часть выложу. Уже загрузила фотографии. Не хочу откладывать, потом замотаюсь.

      Удалить
  4. Саша, очень интересно, Спасибо! Как я люблю такие выставки, с предметами быта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, они живые получаются. Там интересно представлять как все реально было. Я вот такие буфеты еще в 80-е гг. видела.

      Удалить
  5. Спасибо за экскурсию! Я тоже "девочка с севера" )) Мой папа с Вологодской области, г.Устюжна. Ну и конечно все детство я провела там. Давно там не была, но иногда мне снятся те места, очень хочу съездить. Тетя говорит, что мне передалось от прабабушки умение печь пироги и вышивать, шить. Она была рукодельница на весь район славилась

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мой формально из Вологды, но почти не жил там. А прадеды из Вологды, Новгорода. Семьи тогда большие были - по 9 человек детей. Но сейчас уже нет никого. Я тоже думаю, что нам что-то передается.

      Удалить
  6. Саша, мне новые слова понравились. Смутило слово ендова- помню, что знаю его из строительства. Полезла в яндекс. Вот
    Ендова — это внутренний угол, образующийся при соединении двух скатов кровли.
    Так что ендова не только для питья -))
    Охлупень клевое слово. Я тут охлупеваю от коммунальных счетов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, есть ендова, отнрсящаяся к крыше. А это второе значение. Охлупень - милейшее слово)), надо его запомнить.

      Удалить
  7. Про охлупень мы в курсе)))) А вот что кокошник в виде грузинской кепки, только без козырька бывает- впервые слышу)))
    С удовольствием бы побывала на такой экскурсии!
    Кстати, вот я никогда не знала, что Каргополь севернее Вологды... Век живи-век учись!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, я тоже с детства была уверена, что кокошник - это как у Снегурочки))), а однако не только такие бывают)). Мне еще очень понравилось название - коруна. Чё уж!!!)), почти корона.

      Удалить
    2. думаю, оно именно оттуда и пошло;)))

      Удалить
  8. Саша, спасибо! такая красота!

    ОтветитьУдалить
  9. Саша, спасибо большое! Вот всегда люди стремились к красоте, так вроде бы просто: расписанный шкаф, геометрический узор в
    вышивке, серебро - но как же все красиво!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Саша, я прочитала, посмотрела два твоих поста про Эту выставку...и ты знаешь, выставка конечно чудесная, но что меня больше всего порадовало и поразило в твоем рассказе, это ваша с сыном дружба, общность интересов...как же это здорово! Моего никуда не затащишь, печалюсь.
    И еще, вещи делались на века, украшались любовно, несли тепло лет и рук мастера и владельцев. Такое уважение к работе другого человека, бережное отношение.
    Сейчас все печально...вещи однодневки, люди перестали беречь, хранить...обесценивание труда. Все новое и новое подавай, как то это не правильно.
    Спасибо тебе большое за красоту!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, он реально мой друг. Так сложилось. Я очень дорожу этим. Понимаю, что это не вечно и скоро он от меня отойдет, но пока мы очень близки.

      Удалить
    2. Саша, он отдалится на время, потом опять будет дружба и уже на новом более высоком витке-уровне.
      только твоя заслуга, я вот не сумела так...

      Удалить
    3. Спасибо, Аня. Я тоже надеюсь на это.
      Ты погоди, может у Гоши такой подростковый протест. Я сама легко прошла этот возраст, зато у меня этот протест сейчас бурлит (у тетки предпенсионного возраста)

      Удалить
  11. Фантастика! Очень красиво и интересно!
    До основной экспозиции 1912 года мы добрались, чувствую, надо и сюда попробовать выбраться. Время есть.

    ОтветитьУдалить