вторник, 17 октября 2017 г.

Дворец в Архангельском


Обещала еще в августе показать наше посещение дворца в Архангельском. Но вот только сейчас смогла разобрать фотографии. Их получилось очень много, так что разобью информацию на два поста. В каждом по 50 фотографий)). Извините)), но меньше у меня не получается.


Я уже писала об Архангельском в 2011 году, когда во дворце были отреставрированы только три помещения - вестибюль, аванзал и овальный зал. Пожалуйста, посмотрите этот пост. Я там показывала как их отреставрировали и сравнивала результат реставрации 2011 года с фотографиями конца 19 века.

Тогда же я рассказывала про парк Архангельского (вот тут). В двух словах - имение Архангельское принадлежало одной из богатейших семей Российской империи - Юсуповым. Архангельское называли "Подмосковный Версаль". Сегодня это музейный комплекс не очень удачно соединенный с санаторием, который был построен в 1930 годы на месте оранжерей и гостевых домиков. Вот то, что вы видите на первой фотографии поста - дворец (то есть музей), а на второй фотографии (в конце зеленого газона за фонтанчиком с клумбой) тот самый санаторий. На санаторий мы не будем обращать внимание)), мы пойдем во дворец!)))


Итак, дворец  Юсуповых в Архангельском. Сегодня он почти весь отреставрирован. Не забудьте туда зайти! И не надейтесь, что пробежитесь по нему за полчаса))). Закладывайте на посещение как минимум час-полтора. Там два полноценных этажа экспонатов. Это прекрасный музей. 


Над дворцом развевается флаг рода Юсуповых. Род Юсуповых - княжеский род, идущий от ногайского бия Юсуфа. Род богатый, славный своей историей, но, к сожалению, прервавшийся по мужской линии в конце 19 века. Императорским указом фамилия и княжеский титул Юсуповых в 1891 г. были переданы мужу единственной наследницы рода Зинаиды Юсуповой - Феликсу Сумарокову-Эльстону. Их сыновья носили фамилию Юсуповы. 


На гербе и флаге Юсуповых изображены львы. Львы охраняют и имение.



Если вы едете в Архангельское, то не забудьте прогуляться по огромному парку, посетить дворец, флигель с выставками (сейчас там проходит выставка узоров берлинской вышивки), колоннаду, может и в театр Гонзаго попадете. Вам нужно закладывать не менее 4-5 часов на прогулку. Это очень большое имение и там замечательные экспозиции. Рядом со входом в усадьбу (кажется около 2 входа) располагается платная стоянка для машин (200 р.), так что не рискуйте,не бросайте машину на дороге (эвакуаторы работают хорошо)). 
Чего там нет, так это нормального кафе. Так что берите с собой воду-шоколад)). В парке на лавочке перекусите.


Билеты можно купить сразу у входа в парк, а можно купить и во дворце. Мне показалось разумнее взять на входе в парк комплексный билет "на все". Кажется, он стоит 500 р. Туда входит посещение парка, дворца, всех выставок, павильонов... Это дешевле, чем платить за каждый павильон.


Львы и пушки, охраняющие дворец.


Во дворце и его помещениях еще идет реставрация. Музей готовится к столетию.  1 мая 1919 г. был открыт музей Архангельское.  Сайт музея тут. Посмотрите, там есть виртуальная экскурсия по имению. Я ездила в Архангельское в 1991, 1994, 1999, 2008, 2011 г. И вот выбралась этим летом. Каждый раз получаю огромное удовольствие. Столетие тоже приеду отмечать)). 

В прошлый раз мы заходили через центральный вестибюль, а в этот раз вход (с кассой) был организован с левой стороны дворца. И мы входили через столовую, которая в прошлый раз была еще в процессе реставрации.  Теперь там все готово и мы даже застали  выставку "Десерты у князя Юсупова". 


Помните, я рассказывала в 2011 году, что мы очень понравились смотрителям дворца и нам разрешили взглянуть на реставрацию столовой. Вот так это выглядело.
А потом на сайте музея я нашла описание того, как выглядела столовая во времена Юсуповых.
По художественному оформлению и обстановке зал необычен. Росписи стен выполнены желто-розовой гризайлью и воспроизводят стилизованные изображения египетских богов. В виде фигур египтянок выполнены канделябры из черной и золоченой бронзы.К столовой примыкает буфетная, за окном которой неожиданно возникает уголок парка. Это впечатление создает живописная фреска на задней стене.По колоннаде из кухонного флигеля слуги приносили в буфетную кушанья и затем через окно подавали их к столу, который вносили в зал во время парадных обедов. Званые обеды сопровождались игрой крепостных музыкантов, размещавшихся на галерее. Убранство зала на протяжении XIX века несколько раз менялось.В простенках между окон — зеркала и консольные столики из чинары, выполненные в 30-х годах прошлого столетия. Березовая мебель более поздняя — 60-х годов XIX века. Зал освещался четырьмя золочеными люстрами с легким хрустальным убором, работы русских мастеров. На горках яркие декоративные китайские и японские вазы XVIII—XIX веков. В витринах посуда русских и зарубежных заводов. 

Это фотография конца 19 века. 


А это отреставрированная столовая сегодня.




В имении собраны картины западноевропейской живописи из богатейшей коллекции Н.Б.Юсупова. Они не растворились по музеям, они все собраны в имении. За что огромное спасибо работникам музея. 

Обратите внимание какие "горки-витрины" созданы для собрания китайских ваз.

В прошлое наше посещение мы как раз видели как их собирали из деревянных деталей. 

А это проем в окне буфетной, через который подавали кушанья во время приемов у Юсуповых.


Изумительно расписаны потолки. Во всем дворце потолки уже готовы. Где-то еще отсутствуют люстры, но роспись уже готова. И она изумительна. Реставраторам "браво".

Это вестибюль дворца. Обратите внимание на потрясающую гризайль на стенах и на потоке.



Умопомрачительные люстры из папье-маше(!!!), имитирующие бронзу. Еще в прошлый раз я была поражена тем, что это папье-маше. 6 лет назад были готовы только три помещения - вестибюль, аванзал и большой овальный зал. А сейчас из вестибюля можно пройти направо или налево и по кругу,через анфиладу залов и комнат обойти кругом весь дворец.


Мы пошли направо и сразу же попали в зал Тьеполо. 
Картины венецианского художника Тьеполо были куплены Н.Б.Юсуповым  и сначала располагались в его дворце  в СПб, потом в 1810 г. были привезены  в Архангельское и специально для них был оборудован зал Тьеполо.

Вот так он выглядел до середины 1890-х гг.  Потом картины были вывезены в СПб в Юсуповский дворец на Мойке.

А на их месте была организована библиотека. После национализации дворца в СПб в 1918 г. картины попали в Эрмитаж, но уже в 1927 г. вернулись в усадьбу Архангельское. 

Сейчас зал Тьеполо восстановлен в первоначальном виде.  Самая, пожалуй, интересная картина из собрания Тьеполо - это "Пир Клеопатры". 

В центре зала установлена скульптура  "Спящая Венера" , мраморные бюсты античных героев. 



Стены и потолки тут расписаны  эмблемами искусств - палитрой, циркулем, лирой...  Вот это циркуль. 

Двигаемся дальше и из зала Тьеполо переходим в северный зал Робера. Юбер Робер - французский пейзажист конца 18 века, который писал в основном античные итальянские руины. В этом зале собраны его монументальные полотна. Я помню, как они раньше хранились в Колоннаде... Теперь они заняли свое место.


В этом зале изумительно расписаны потолки и стены. Но,обратите внимание, люстра еще не укреплена.


Такая нежная роспись! Я оттуда уходить не хотела. Зал маленький,очень уютный.


Камин.

Вот они, пейзажи античный руин Робера.

А из этого маленького зала мы выходим в огромный зал, который носит название "Антиковый зал". 

Мебель, вазы, скульптуры в античном стиле. Все экспонаты из собрания Юсуповых. Все сохранилось. 

Мне очень понравились вот эти простенные зеркала 18 века в золоченых рамах и мраморные консольные столы под ними.

Мраморные скульптуры...



Богатый, атмосферный зал в стиле "античность".

Из антикового зала проходим в южный зал Робера. Тут так же собраны гигантские полотна Юбера Робера. Античные итальянские руины и итальянская природа. Модная тема конца 18 - начала 18 века.

Здесь тоже очень красивые потолки. Все готово, осталось только подвесить люстру.


Очень уютный зал. Из него мы проходим в парадную спальню.

Это парадная комната, созданная к визиту императора Александра I в Архангельское в 1816 г.



В этой комнате показана работа реставраторов, которые восстанавливали серебряное шитье по шелковому муару, штофу и тафте.  Все можно рассмотреть. Изумительная работа.

Следующий на первом этаже дворца зал - Императорский зал.
Здесь собраны портреты представителей царской династии от Петра I до Николая I.



Из окон Императорского зала открывается вид на парк.
Из этого зала выходим в центральный Овальный зал дворца.

Тут я остановлюсь. Мы прошли половину первого этажа дворца. 
Нужно немного передохнуть и потом пойти дальше)).
Пока вы смотрите этот пост, я как раз напишу второй)). Фотографии уже отобраны, загружены, осталось их описать)).

19 комментариев:

  1. Очень красивый дворец. Насколько я помню, циркуль - это символ массонов.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Саша, за подробный отчет об Архангельском сегодня. Много лет назад я там смогла увидеть только дворцовый театр, да каретный "сарай" (в понимании Юсуповых, конечно), парк и что-то ещё... в общем, ничего. Какие деньги затрачены на восстановление этого комплекса! О деньгах я безотносительно, просто размышляю вслух. Как-то я была в Константиновском дворце, после восстановления, разумеется. И знаете, Саша, что меня неприятно там удивило? При том, что средства были затрачены немалые, но вот этот современный новодел в реставрации, замена натуральных материалов "под них" - как ни крути отдаёт дешевкой.Вот ходила по дворцу и удивлялась: пластиковое чудо? Но справедливости ради скажу, что очень-очень понравился кабинет Президента, там всё добротное, натуральное, мужские цвета и , как мне показалось, английский стиль. Темных цветов кожа, дерево, характерные для морского капитана предметы и прекрасный вид на залив. Но самой натуральной выглядит старинная кухня с огромным очагом, огромным столом... Как в этом смысле воспринимается Архангельское?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, мне показалось, что там все аутентично. Реставрация долгая, делают на совесть. Они постепенно все открывают. Вот в 2011, после нашего посещения дворец закрыли и открыли только в прошлом году. Стараются. Мне очень понравилась мебель и ее состояние, великолепно выполнена роспись потолков и стен. Паркет положили новый, в 2011 его вообще не было. Просто доски были. Картины из коллекции все выставили, все в прекрасном состоянии. Там нет ощущения новодела. Это очень аккуратная реставрация. Я вот сейчас пишу второй пост про залы, которые еще не до конца оформлены. К 2019 сделают все, я думаю, что там изумительно будет.

      Удалить
  3. Ответы
    1. Ира, я еще немного продолжила. Там сейчас очень интересно.

      Удалить
  4. Была в Архангельском ранней весной, мне очень понравился дворец, и да, я не сводила глаз с потолков)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, я там с задранной головой ходила)). Там изумительные потолки!!!

      Удалить
  5. Ох, Саш, спасибо тебе за экскурсию! Туда и вправду надо ехать на несколько часов! А с тобой, как с профессиональным гидом выходит погулять)))

    ОтветитьУдалить
  6. Возможно,я пропустила пост... Саша, а на выставке старинных шаблонов из частной коллекции Оксаны Григорьевой в Архангельском вы были? Что касается реставрационных работ, то Архангельское имеет преимущество в том, что сохранились предметы и детали интерьера, даже те же картины... В Константиновском дворце ситуация была другая, если мне память не изменяет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Была, в начале августа. Двойственные впечатления)). Я тогда очень обиделась на организаторов за то, что нельзя было фотографировать)). Нужна очень серьезная и агрессивная реклама, чтобы туда организовать "поток". А нет фотографий, нет и интереса публики. Вот я писала, что там была, а у многих ли осталось об этом "зарубка"? А показала бы фотографии, люди бы запомнили и "в план поставили")). Сама выставка замечательная, но расположение ее неудачное. Архангельское так расположено, что нужно очень захотеть туда поехать:(.Подмосковные усадьбы все сложнодоступны из-за дороги. Из-за выставки поедут немногие, а осенью-зимой Архангельское малопосещаемо. Привязать посещение усадьбы+выставка можно только летом. Лучше было бы эту выставку в городе проводить. Думаю, что там сейчас очень мало посетителей. Но сама выставка интересная и там есть великолепные образцы вышитых бисером изделий. Не только старинные, но и современные (Оксаны). Мне было жаль, что ИХ фотографировать было нельзя.

      Удалить
  7. Как красиво! Саша, спасибо! Если еще будем в Москве, то обязательно нужно будет съездить. Здорово, что сохранились предметы интерьера и картины, недавно была на экскурсии в дома Бажанова, так там Русский музей на реставрацию полотна Рериха забрал и не вернул( и такое часто встречается, хоть бы копии повесили.
    Про прерывание фамилии не знала, интересно это случайно не родственник Александра Петровича Сумарокова, недавно была на выставке посвященный его деятельности в театре и литературе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, покопалась))) Отец Феликса Феликсовича был внебрачным сыном неизвестной персоны)) и носил фамилию своей кормилицы Эльстон. Когда он женился, то ему позволили присоединить к фамилии фамилию жены - Сумароковой, которая была дочерью генерал-адьютанта Сумарокова, который, в свою очередь был ВНУЧАТЫМ ПЛЕМЯННИКОМ драматурга Сумарокова))) Так что родственник)), по матери, которая была правнучатой премянницей. Уф)))

      Удалить
    2. Саша, спасибо! Очень люблю, когда из мелких деталей вырисовывается большая мозаика, это так увлекательно!

      Удалить
    3. И я люблю копаться)) Увлекает.

      Удалить
  8. Саш, смотрю/читаю и понимаю, как много я ещё не видела и как много увидеть хочется!

    ОтветитьУдалить
  9. Комплексный билет стоит 550.

    ОтветитьУдалить
  10. Ещё раз на твои фото глянула. Саша, сейчас парк весь в оранжевых сетках! Не проехать не пройти. Дворец так же окружён. Садовники у каждой клумбы. Будем ждать юбилея и окончания реставрации.

    ОтветитьУдалить