пятница, 19 августа 2011 г.
Стены и потолки:)
Вчера я вырвалась в Архангельское.
Я очень люблю эту усадьбу Юсуповых. Но бываю там редко:( К огромному моему сожалению.
Раньше мне не удавалось попасть во Дворец. Сначала он с 1985 г. был закрыт на реставрацию. А потом открылся, но я не могла попасть в рабочие часы. А тут повезло. Открыт. И никого из посетителей. Мы были единственные. Полчаса мы там провели точно. За это время никто не зашел. Так что мы могли насладиться вдоволь тишиной и свободными от посетителей интерьерами. Нам-то хорошо, а вот музею, наверное, не очень. Цены на билеты, кстати, мизерные. Взрослый - 80 р, ребенок 40 р. Чепуха ведь, по московским музейным меркам.
Усадьбу раньше называли русским Версалем. И по праву называли. Она была одним из самых богатых имений России. Основана была в 17 веке и несколько раз меняла хозяев. Самыми известными владельцами Архангельского были Голицыны (при которых начал строиться дворец по проекту французского архитектора де Герна.), а в 1810 г. ее купили Юсуповы. Особый расцвет усадьбы был в годы жизни в ней последних представителей рода Юсуповых - Зинаиды Юсуповой и ее мужа Феликса Сумарокова-Эльстона. Здесь были богатейшая библиотека, коллекция картин западноевропейской живописи, коллекция фарфора. Ну и Дворец, с его шикарными интерьерами, а также французский регулярный парк, дополненный английским парком. Театр, фарфоровое производство, оранжереи, флигели, гроты, арки, анфилады и колонады, садовая скульптура и памятные колонны. Очень богатое поместье. Сюда приезжали 5 российских императоров, поэты и писатели того времени, даже Пушкин был тут:)
Прошли сквозь ворота во внутренний дворик дворца.
Реставрация там идет уже очень долго. Но готовы пока только три помещения.
Они как раз находятся в основном здании дворца. Вход в вестибюль украшают настоящие (аутентичные) светильники времен Юсуповых.
Навстречу нам шла парочка. "Пойдем во дворец? - спросила дама.
"А что там смотреть.Там же ничего нет. Только стены и потолки", - ответила ей подруга:)))
Ну что ж, пошли смотреть стены и потолки:)
Они там отреставрированы замечательно.
Итак, готовы три помещения - Вестибюль, Аванзал и Овальный зал.
Вестибюль выполнен в стиле классицизма с плоскими колоннами-пилястрами и росписями потолка и стен серебристо-серой гризайлью. Такой оттенок получается в результате смешения белой и черной красок.
В вестибюле располагаются скульптуры и макет усадьбы. В нишах над каминами стоят мраморные скульптуры, изображающие героев древнегреческих мифов. У входа в парадные залы — два мраморных изображения собак.
«Кастор и Поллукс».
«Амур и Психея» (копии с античных оригиналов).
Стены и потолки в этом вестибюле выполнены в технике гризайль (рисунок, имитирующий лепнину). В великолепных холодных серых оттенках. Такова была мода времен Юсуповых.
Реставрация проведена очень здорово. Если найти в поиске старые фотографии интерьеров конца 19-начала 20 в, то можно увидеть, что работа проведена идеально.
А какая там люстра! Это все исторические экспонаты, не новодел.
Двустворчатые двери ведут в Аванзал и затем в овальный зал.
Вестибюль в конце 19 в.
В Аванзале отреставрированы две деревянные лестницы, украшенные статуями и декоративной беседкой, расположенные по обе стороны помещения и ведущих на второй этаж. Сейчас беседка просто подсвечивается светильниками, а потом этот проем займет скульптура с амурчиком, которая и стояла там раньше.
И вот мы входим в Овальный зал, где проходили приемы, а сейчас проходят концерты классической музыки. Двусветный (два уровня окон) Овальный зал - композиционный центр дворца.
Какой тут потолок! Зал увенчан куполом, расписанным в виде кессонов, что еще больше усиливает ощущение сферичности. Кессоны выполнены желтой краской и кажутся позолоченными.
В центре купола находится панно с изображением парящих в облаках Амура и Психеи работы французского художника Никола де Куртейля. Очень красивый плафон у этого купола. Все полностью отреставрировано.
В вечернее время зал освещался большой трехъярусной люстрой на 132 свечи и торшерами, расставленными в простенках между колоннами.
Люстра настолько здорово сделана из папье-маше и левкаса (смесь олифы, мела и клея), что производит впечатление золоченой бронзы. Русские мастера начала XIX века с большим мастерством заменяли дорогую бронзу золоченым деревом и левкасом.
Люстры из папье-маше!!! Никогда бы до этого не додумалась. Полное ощущение бронзы.
Вот такой красивый зал с 16 золотисто-желтыми колоннами из искусственного мрамора. С высоких хоров, расположенных над колоннами, звучала когда-то музыка крепостного оркестра, скрытого от глаз зрителя легкой балюстрадой. В начале 80-х гг мне довелось побывать на подобных хорах в усадьбе Барятинских Марьино. Незабываемые впечатления. Расскажу потом. Моя любовь к русским усадьбам пошла оттуда. Из Марьино. Теперь, когда пересматриваю "Мой ласковый и нежный зверь" (с музыкой невыносимой тоски Е.Дога), то вспоминаю Марьино. Как символ русской усадьбы. Сюда бы музыку из фильма поставить, ту, которой начинается и завершается фильм.
Старинные зеркала, в которых отражается люстра.
Колонны из искусственного мрамора и торшеры. Кресла из карельской беоезы, изготовленные крепостными. Вот цвет обивки кресел изменили. Раньше она была золотистая, а сейчас холодно-голубых оттенков. И деревянные каминные панели обтянули голубым шелком.
А какие росписи под потолком.
Очень красивые росписи полуциркульных арок над дверями.
С двух сторон к залу примыкают анфилады парадных комнат. Над ними три панно с аллегориями музыки, живописи и скульптуры.
Овальный зал в конце 19 в.
Овальный зал 21 в.
А это двери в парк. О нем в следующем посте.
Мы очень обаятельные посетители:) и нам показали то, что еще не видел никто, кроме сотрудников и реставраторов.
Это реставрация Столовой.
Вот, что можно прочитать о Столовой (Египетский зал) на сайте музея. "По художественному оформлению и обстановке зал необычен. Росписи стен выполнены желто-розовой гризайлью и воспроизводят стилизованные изображения египетских богов. В виде фигур египтянок выполнены канделябры из черной и золоченой бронзы.К столовой примыкает буфетная, за окном которой неожиданно возникает уголок парка. Это впечатление создает живописная фреска на задней стене.По колоннаде из кухонного флигеля слуги приносили в буфетную кушанья и затем через окно подавали их к столу, который вносили в зал во время парадных обедов. Званые обеды сопровождались игрой крепостных музыкантов, размещавшихся на галерее. Убранство зала на протяжении XIX века несколько раз менялось.В простенках между окон — зеркала и консольные столики из чинары, выполненные в 30-х годах прошлого столетия. Березовая мебель более поздняя — 60-х годов XIX века. Зал освещался четырьмя золочеными люстрами с легким хрустальным убором, работы русских мастеров. На горках яркие декоративные китайские и японские вазы XVIII—XIX веков. В витринах посуда русских и зарубежных заводов.
И вот такая фотографиях столовой там приведена.
Вот такая экскурсия во Дворец имения Архангельское. В парк пойдем тоже скоро. Обработаю фотографии и напишу.
Итог, дама была права:))) Ничего кроме стен и потолков:) Ничего.
Ну да, "стульев из дворца" почти не было:) Они ждут окончания реставрации в запасниках музея. Но стены и потолки великолепны! Стоит посмотреть. Тем более, что как нам сказали, с сентября дворец опять закрывается на реставрацию.
Современные фотографии и эмоции мои, исторические изображения и данные взяты из публичных источников(книг и интернета):)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Александра, спасибо за интересную экскурсию!
ОтветитьУдалитьСаш, со мной смотрел муж. Прочла про люстру (мы любим папье-маше) - реакция: "да ладно!" :-)))) Чудо. А меня лично поразила роспись под лепнину - я собссно так и подумала сначала, что лепнина :-) Я, конечно, не помнб внутреннего убранства, но помнб вид на дворециз парка, что у тебя на фото внизу.. И обрыв :-)) Саш ну скажи, там есть хоть намек на обрыв над рекой где-то?!
ОтветитьУдалитьЮль, не за что:)
ОтветитьУдалитьНаташ, не помню обрыва. Скорее всего есть со стороны санатория министерства обороны. Я о нем напишу. Там есть выход к реке. Но в этот раз я туда не спустилась. А если я дома найду фотографии 2008 г... О, как я умудрилась потерять дома именно эту карточку!!! Балда! Все есть (с 2004 г), а эту найти на могу. И на комп не копировала, дважды балда! Теперь вот сижу, копирую все, что нахожу. Приеду, устрою дома генеральную чистку.
От люстры я сама была в восторге. Папье-маше, натуральное. И почти два века служит.
Саш, спасибо, интересно!
ОтветитьУдалитьЯ в Архангельском часто бываю, но внутрь ни разу не ходила. Я там гулять люблю вдоль реки :)
Да, гулять там замечательно. Самое лучшее место.
ОтветитьУдалитьЯ видела недавно в новостях, что территория усадьбы Архангельское выставлена на торги Министерством обороны. Только непонятно было, что именно им принадлежит. В музее ничего об этом не говорится?
ОтветитьУдалитьооооо, роскошество какое! вот снаружи, в парке была миллион раз, а внутри - так давно, так давно. Спасибо, Саш! Изумительные фото и рассказ! Роспись под лепнину - это нечто!!
ОтветитьУдалитьНа торги выставили и продали часть территории. Не сам парк (его регулярную часть), а тот кусок, который за театром Гонзаго. Там музей планировал сделать хранилища и стоянку для машин (не на всем куске, конечно же, на его части. Теперь уйдет под коттеджи, если не остановят.
ОтветитьУдалитьКир, дворец работает только до 15 часов и в какие-то дни. Так что есть шанс. И еще открылся театр Гонзаго. Туда экскурсии водят.
Саша, очень интересная экскурсия, спасибо огромное. Вряд ли в ближайшее время смогу попасть в эти места (хи-хи), но прочла с огромным удовольствием!
ОтветитьУдалитьПишите, очень жду!
Саша, спасибо за удивительную экскурсию, у меня создалось впечатление, что я там гуляла вместе с тобой))))
ОтветитьУдалитьКак хорошо!!! Наслаждалась твоим текстом, фотографиями, впечатлениями. Я тут подумала и не смогла вспомнить - а была ли я во дворце сама?! Наверное, не была. Сколько раз приезжали - всегда было закрыто. Когда буду в России - обязательным пунктом поставлю себе посещение усадьбы, может повезет и дворец будет открыт. Спасибо дорогая, твои экскурсы великолепны!!!
ОтветитьУдалитьСтася! Появилась!!! Я рада!
ОтветитьУдалитьНаташа, будем гулять и дальше. Будем гулять!!
Саша, я решилась! Куплю свекрови ноут и засажу ее читать твой блог. А то она уже дичает 15 лет на природе. Вот и будет ходить на экскурсии. Виртуальные. Спасибо за замечательный рассказ!
ОтветитьУдалитьАнфис, ну молодец!:) Я только рада буду. Сама себя порой "почитываю" для поднятия настроения:)))
ОтветитьУдалитьспасибочки Саша!
ОтветитьУдалитькакая ж красота то! и как жаль, что таааааак долго реставрируют :( но может хоть отреставрируют до конца :)
Люстра из папье-маше меня просто сразила!
буду ждать экскурсии в саду :)
Саша, очень интересно! Думаю, со временем залы заставят мебелью, повесят картины, которых в запасниках, поди, - видимо-невидимо. А сейчас можно и стены посмотреть. А то за мебелью на них иногда не обращаешь внимания...
ОтветитьУдалитьПривет! Как красиво!!! Я сто лет там не была... надо ехать!!! Спасибо!
ОтветитьУдалитькрясота:)))) Хорошо когда есть РЯДОМ такие усадьбы то:)))) Эх... нам тоже захотелось попутешествовать по близлежащим музеям:))) может и получиться:)))
ОтветитьУдалитьСаша, с огромным удовольствием "погуляла" с тобой, полюбовалась... Такая красота! В Юсуповском дворце в Питере была несколько раз (кстати, там тоже есть люстры из папье-маше - удивительные!!!), а сюда как-то не довелось попасть... Спасибо большое! Буду ждать продолжения!
ОтветитьУдалитьПродолжение ждет вас:)
ОтветитьУдалитьууууу! Стены и потолки....Обалдеть! Никогда не знала, что такой способ росписи называется гризайль. Саша, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьаж сердце замирает - жили же люди в такой красоте.... умели придумать, создать, стоит веками буквально... И никаких компьютерных программ по дизайну, подъемных кранов и прочих, прочих....
ОтветитьУдалитьОсобенно удивляет то, что стоит столько веков.
ОтветитьУдалить