пятница, 19 августа 2011 г.

Стены и потолки:)


Вчера я вырвалась в Архангельское.
Я очень люблю эту усадьбу Юсуповых. Но бываю там редко:( К огромному моему сожалению.
Раньше мне не удавалось попасть во Дворец. Сначала он с 1985 г. был закрыт на реставрацию. А потом открылся, но я не могла попасть в рабочие часы. А тут повезло. Открыт. И никого из посетителей. Мы были единственные. Полчаса мы там провели точно. За это время никто не зашел. Так что мы могли насладиться вдоволь тишиной и свободными от посетителей интерьерами. Нам-то хорошо, а вот музею, наверное, не очень. Цены на билеты, кстати, мизерные. Взрослый - 80 р, ребенок 40 р. Чепуха ведь, по московским музейным меркам.

Усадьбу раньше называли русским Версалем. И по праву называли. Она была одним из самых богатых имений России. Основана была в 17 веке и несколько раз меняла хозяев. Самыми известными владельцами Архангельского были Голицыны (при которых начал строиться дворец по проекту французского архитектора де Герна.), а в 1810 г. ее купили Юсуповы. Особый расцвет усадьбы был в годы жизни в ней последних представителей рода Юсуповых - Зинаиды Юсуповой и ее мужа Феликса Сумарокова-Эльстона. Здесь были богатейшая библиотека, коллекция картин западноевропейской живописи, коллекция фарфора. Ну и Дворец, с его шикарными интерьерами, а также французский регулярный парк, дополненный английским парком. Театр, фарфоровое производство, оранжереи, флигели, гроты, арки, анфилады и колонады, садовая скульптура и памятные колонны. Очень богатое поместье. Сюда приезжали 5 российских императоров, поэты и писатели того времени, даже Пушкин был тут:)


Прошли сквозь ворота во внутренний дворик дворца.


Реставрация там идет уже очень долго. Но готовы пока только три помещения.

Они как раз находятся в основном здании дворца. Вход в вестибюль украшают настоящие (аутентичные) светильники времен Юсуповых.




Навстречу нам шла парочка. "Пойдем во дворец? - спросила дама.
"А что там смотреть.Там же ничего нет. Только стены и потолки", - ответила ей подруга:)))



Ну что ж, пошли смотреть стены и потолки:)
Они там отреставрированы замечательно.


Итак, готовы три помещения - Вестибюль, Аванзал и Овальный зал.

Вестибюль выполнен в стиле классицизма с плоскими колоннами-пилястрами и росписями потолка и стен серебристо-серой гризайлью. Такой оттенок получается в результате смешения белой и черной красок.
В вестибюле располагаются скульптуры и макет усадьбы. В нишах над каминами стоят мраморные скульптуры, изображающие героев древнегреческих мифов. У входа в парадные залы — два мраморных изображения собак.





«Кастор и Поллукс».



«Амур и Психея» (копии с античных оригиналов).



Стены и потолки в этом вестибюле выполнены в технике гризайль (рисунок, имитирующий лепнину). В великолепных холодных серых оттенках. Такова была мода времен Юсуповых.


Реставрация проведена очень здорово. Если найти в поиске старые фотографии интерьеров конца 19-начала 20 в, то можно увидеть, что работа проведена идеально.



А какая там люстра! Это все исторические экспонаты, не новодел.



Двустворчатые двери ведут в Аванзал и затем в овальный зал.



Вестибюль в конце 19 в.




В Аванзале отреставрированы две деревянные лестницы, украшенные статуями и декоративной беседкой, расположенные по обе стороны помещения и ведущих на второй этаж. Сейчас беседка просто подсвечивается светильниками, а потом этот проем займет скульптура с амурчиком, которая и стояла там раньше.




И вот мы входим в Овальный зал, где проходили приемы, а сейчас проходят концерты классической музыки. Двусветный (два уровня окон) Овальный зал - композиционный центр дворца.



Какой тут потолок! Зал увенчан куполом, расписанным в виде кессонов, что еще больше усиливает ощущение сферичности. Кессоны выполнены желтой краской и кажутся позолоченными.


В центре купола находится панно с изображением парящих в облаках Амура и Психеи работы французского художника Никола де Куртейля. Очень красивый плафон у этого купола. Все полностью отреставрировано.




В вечернее время зал освещался большой трехъярусной люстрой на 132 свечи и торшерами, расставленными в простенках между колоннами.


Люстра настолько здорово сделана из папье-маше и левкаса (смесь олифы, мела и клея), что производит впечатление золоченой бронзы. Русские мастера начала XIX века с большим мастерством заменяли дорогую бронзу золоченым деревом и левкасом.
Люстры из папье-маше!!! Никогда бы до этого не додумалась. Полное ощущение бронзы.



Вот такой красивый зал с 16 золотисто-желтыми колоннами из искусственного мрамора. С высоких хоров, расположенных над колоннами, звучала когда-то музыка крепостного оркестра, скрытого от глаз зрителя легкой балюстрадой. В начале 80-х гг мне довелось побывать на подобных хорах в усадьбе Барятинских Марьино. Незабываемые впечатления. Расскажу потом. Моя любовь к русским усадьбам пошла оттуда. Из Марьино. Теперь, когда пересматриваю "Мой ласковый и нежный зверь" (с музыкой невыносимой тоски Е.Дога), то вспоминаю Марьино. Как символ русской усадьбы. Сюда бы музыку из фильма поставить, ту, которой начинается и завершается фильм.



Старинные зеркала, в которых отражается люстра.


Колонны из искусственного мрамора и торшеры. Кресла из карельской беоезы, изготовленные крепостными. Вот цвет обивки кресел изменили. Раньше она была золотистая, а сейчас холодно-голубых оттенков. И деревянные каминные панели обтянули голубым шелком.


А какие росписи под потолком.




Очень красивые росписи полуциркульных арок над дверями.
С двух сторон к залу примыкают анфилады парадных комнат. Над ними три панно с аллегориями музыки, живописи и скульптуры.



Овальный зал в конце 19 в.



Овальный зал 21 в.




А это двери в парк. О нем в следующем посте.








Мы очень обаятельные посетители:) и нам показали то, что еще не видел никто, кроме сотрудников и реставраторов.
Это реставрация Столовой.


Вот, что можно прочитать о Столовой (Египетский зал) на сайте музея. "По художественному оформлению и обстановке зал необычен. Росписи стен выполнены желто-розовой гризайлью и воспроизводят стилизованные изображения египетских богов. В виде фигур египтянок выполнены канделябры из черной и золоченой бронзы.К столовой примыкает буфетная, за окном которой неожиданно возникает уголок парка. Это впечатление создает живописная фреска на задней стене.По колоннаде из кухонного флигеля слуги приносили в буфетную кушанья и затем через окно подавали их к столу, который вносили в зал во время парадных обедов. Званые обеды сопровождались игрой крепостных музыкантов, размещавшихся на галерее. Убранство зала на протяжении XIX века несколько раз менялось.В простенках между окон — зеркала и консольные столики из чинары, выполненные в 30-х годах прошлого столетия. Березовая мебель более поздняя — 60-х годов XIX века. Зал освещался четырьмя золочеными люстрами с легким хрустальным убором, работы русских мастеров. На горках яркие декоративные китайские и японские вазы XVIII—XIX веков. В витринах посуда русских и зарубежных заводов.
И вот такая фотографиях столовой там приведена.




Вот такая экскурсия во Дворец имения Архангельское. В парк пойдем тоже скоро. Обработаю фотографии и напишу.




Итог, дама была права:))) Ничего кроме стен и потолков:) Ничего.
Ну да, "стульев из дворца" почти не было:) Они ждут окончания реставрации в запасниках музея. Но стены и потолки великолепны! Стоит посмотреть. Тем более, что как нам сказали, с сентября дворец опять закрывается на реставрацию.



Современные фотографии и эмоции мои, исторические изображения и данные взяты из публичных источников(книг и интернета):)

23 комментария:

  1. Александра, спасибо за интересную экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  2. Саш, со мной смотрел муж. Прочла про люстру (мы любим папье-маше) - реакция: "да ладно!" :-)))) Чудо. А меня лично поразила роспись под лепнину - я собссно так и подумала сначала, что лепнина :-) Я, конечно, не помнб внутреннего убранства, но помнб вид на дворециз парка, что у тебя на фото внизу.. И обрыв :-)) Саш ну скажи, там есть хоть намек на обрыв над рекой где-то?!

    ОтветитьУдалить
  3. Юль, не за что:)
    Наташ, не помню обрыва. Скорее всего есть со стороны санатория министерства обороны. Я о нем напишу. Там есть выход к реке. Но в этот раз я туда не спустилась. А если я дома найду фотографии 2008 г... О, как я умудрилась потерять дома именно эту карточку!!! Балда! Все есть (с 2004 г), а эту найти на могу. И на комп не копировала, дважды балда! Теперь вот сижу, копирую все, что нахожу. Приеду, устрою дома генеральную чистку.
    От люстры я сама была в восторге. Папье-маше, натуральное. И почти два века служит.

    ОтветитьУдалить
  4. Саш, спасибо, интересно!
    Я в Архангельском часто бываю, но внутрь ни разу не ходила. Я там гулять люблю вдоль реки :)

    ОтветитьУдалить
  5. Да, гулять там замечательно. Самое лучшее место.

    ОтветитьУдалить
  6. Я видела недавно в новостях, что территория усадьбы Архангельское выставлена на торги Министерством обороны. Только непонятно было, что именно им принадлежит. В музее ничего об этом не говорится?

    ОтветитьУдалить
  7. ооооо, роскошество какое! вот снаружи, в парке была миллион раз, а внутри - так давно, так давно. Спасибо, Саш! Изумительные фото и рассказ! Роспись под лепнину - это нечто!!

    ОтветитьУдалить
  8. На торги выставили и продали часть территории. Не сам парк (его регулярную часть), а тот кусок, который за театром Гонзаго. Там музей планировал сделать хранилища и стоянку для машин (не на всем куске, конечно же, на его части. Теперь уйдет под коттеджи, если не остановят.
    Кир, дворец работает только до 15 часов и в какие-то дни. Так что есть шанс. И еще открылся театр Гонзаго. Туда экскурсии водят.

    ОтветитьУдалить
  9. Саша, очень интересная экскурсия, спасибо огромное. Вряд ли в ближайшее время смогу попасть в эти места (хи-хи), но прочла с огромным удовольствием!
    Пишите, очень жду!

    ОтветитьУдалить
  10. Саша, спасибо за удивительную экскурсию, у меня создалось впечатление, что я там гуляла вместе с тобой))))

    ОтветитьУдалить
  11. Как хорошо!!! Наслаждалась твоим текстом, фотографиями, впечатлениями. Я тут подумала и не смогла вспомнить - а была ли я во дворце сама?! Наверное, не была. Сколько раз приезжали - всегда было закрыто. Когда буду в России - обязательным пунктом поставлю себе посещение усадьбы, может повезет и дворец будет открыт. Спасибо дорогая, твои экскурсы великолепны!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Стася! Появилась!!! Я рада!
    Наташа, будем гулять и дальше. Будем гулять!!

    ОтветитьУдалить
  13. Саша, я решилась! Куплю свекрови ноут и засажу ее читать твой блог. А то она уже дичает 15 лет на природе. Вот и будет ходить на экскурсии. Виртуальные. Спасибо за замечательный рассказ!

    ОтветитьУдалить
  14. Анфис, ну молодец!:) Я только рада буду. Сама себя порой "почитываю" для поднятия настроения:)))

    ОтветитьУдалить
  15. спасибочки Саша!
    какая ж красота то! и как жаль, что таааааак долго реставрируют :( но может хоть отреставрируют до конца :)

    Люстра из папье-маше меня просто сразила!

    буду ждать экскурсии в саду :)

    ОтветитьУдалить
  16. Саша, очень интересно! Думаю, со временем залы заставят мебелью, повесят картины, которых в запасниках, поди, - видимо-невидимо. А сейчас можно и стены посмотреть. А то за мебелью на них иногда не обращаешь внимания...

    ОтветитьУдалить
  17. Привет! Как красиво!!! Я сто лет там не была... надо ехать!!! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  18. крясота:)))) Хорошо когда есть РЯДОМ такие усадьбы то:)))) Эх... нам тоже захотелось попутешествовать по близлежащим музеям:))) может и получиться:)))

    ОтветитьУдалить
  19. Саша, с огромным удовольствием "погуляла" с тобой, полюбовалась... Такая красота! В Юсуповском дворце в Питере была несколько раз (кстати, там тоже есть люстры из папье-маше - удивительные!!!), а сюда как-то не довелось попасть... Спасибо большое! Буду ждать продолжения!

    ОтветитьУдалить
  20. ууууу! Стены и потолки....Обалдеть! Никогда не знала, что такой способ росписи называется гризайль. Саша, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  21. аж сердце замирает - жили же люди в такой красоте.... умели придумать, создать, стоит веками буквально... И никаких компьютерных программ по дизайну, подъемных кранов и прочих, прочих....

    ОтветитьУдалить
  22. Особенно удивляет то, что стоит столько веков.

    ОтветитьУдалить