пятница, 12 августа 2011 г.

Зеркала и усадьбы



Продолжаю рассказывать. В холле пансионата стоят два великолепных зеркала. Они (по сути) не имеют никакого отношения к этому месту. Просто их судьба свела:) И не только их.

Итак, прямо у входа, рядом с детскими велосипедами и машинками, креслами, с раскинувшими на них свой товар тетками-лоточницами, стоят два зеркала, с ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ рамами из майсеновского фарфора (Германия). Фактически музейные вещи.

Как они туда попали? Почти детективная история. Ее я раскопала в прессе и интернете. По этой версии зеркала эти попали к нам из Версаля. То, что они в 19 в. попали в Москву из имения князя Радзивилла в Несвиже, это было известно давно. А версия про то, что до имения Радзивилла они побывали в Версале всплыла только в прошлом году.

Версия есть версия. Имеем это в виду:) У зеркал явно польские корни.

В верхних подсвечниках рамы зашифровано имя мастера Кендлер (по-английски candle - свеча). Кендлер один из лучших мастеров эпохи роккоко. Можете задать в поиске его имя и увидите его чудные фарфоровые работы.
Итак, вот эти подсвечники на раме зеркала - это "подпись" Иоганна Кендлера.



Королевский вензель.

Там еще герб интересный есть. С рыцарями и белыми орлами.




Сегодня зеркала стоят в холле, у выхода:))) В них отражаются стеклянно-алюминевые двери бокового выхода. Судьба! Задумаешься о превратностях, глядя на них:).



Зеркала были куплены польскими князьями Радзивилл, один из которых, князь Доминик Радзивилл, примкнул к армии Наполеона при вторжении в Россию. При отступлении армии Наполеона из России Доминик Радзивилл был убит.
Александр I, узнав об измене Радзивилла приказал передать княжескую усадьбу в Несвиже в казну и потом передать ее герою отечественной войны русскому генерал-фельдмаршалу П.Х.Виттгенштейну. В семью Виттгенштейна была взята на воспитание малолетняя дочь Доминика Радзивилла - Стефания. Сын генерал-фельдмаршала Лев женился на Стефании в 1828 г.

Свадьба проходила в подмосковном имении князей Вяземских, друзей Виттгенштейнов – усадьбе Остафьево. Именно тогда эти зеркала оказались в Остафьево (8 км от Москвы). Поместье поэта Вяземского часто посещали его друзья - знаменитые поэты и писатели. Не однажды в эти зеркала смотрелись именитые гости Вяземских – Карамзин и Жуковский, Баратынский и Батюшков, Пушкин и Денис Давыдов, Гоголь и Грибоедов. А знаменитый автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» английский писатель Льюис Кэрролл, гостивший в Остафьево в 1867 году, возможно именно в одном из этих зеркал увидел сказочный сюжет своей книги:))) Это, конечно же, фантазия (про Алису).
Раньше в усадьбе Остафьево также был дом отдыха. А когда было принято решение о перепрофилировании его в музей, то часть имущества была передана в другие дома отдыха (а не оставлено в музее). Так там появились эти шедевры. Судьба.

Вот такие интересные истории я знаю.

Но вернемся к зеркалам.
Одно зеркало - мраморный туалетный столик.

На раме можно увидеть девять муз и их покровителя Апполона с золотой лирой в руках. Самого Апполона смотрим на фотографии вверху:)Там, где я показывала вензель RL. А вот тут мы видим музу Уранию с глобусом в руках.


А вот это сами музы.








Второе зеркало - обрамление камина. В стене устроен фальш-камин. А какая шикарная рама!

Мои любимые "кусочки". Гнездышко. Как настоящее.

Наверху птичка, ангелочки и замечательные цветочные гирлянды. Выписан каждый цветок.

Две русалки, которые обрамляют каминное пространство. Одна с факелом. Наверное готовится зажечь камин:)))


А эта красавица (с листиками водорослей в голове) держит в руках шкатулку с драгоценностями.

Фантастика! Там брошки, кольца, браслеты, жемчужные ожерелья. Все как настоящее, но только фарфоровое. Даже кулончик в форме сердечка. Века проходят, а украшения у женщин не меняются:)

Вот такие две красавицы. Удивительно, что такое могут делать человеческие руки.

Больше в бывшей усадьбе смотреть нечего. Только внешние стены старого корпуса. Их я вам показала в прошлом посте. Остальное - тяжелая архитектура мрамора и алюминия 60-х гг.



p/s Текст откорректировала 13 августа.

26 комментариев:

  1. Потрясающая история :) Спасибо!!! Даже не представляю, как могли тогда такую красоту делать, без всяких высокотехнологичных штук и приспособлений. И как перевозили? Фарфор ведь хрупкий, по ухабам русских дорог такое перевезти и сейчас проблематично, а уж в 19 веке...

    ОтветитьУдалить
  2. Ну вот,никогда бы в жизни и не узнала о таком...Спасибо,что делитесь!Зеркалам,конечно же,место в музее,по-моему,это такие уникальные вещи...С удовольствием прочитала обе последние истории и тоже жду продолжения:)))ещё раз большое спасибо и всего самого доброго!

    ОтветитьУдалить
  3. Боже мой! Вот это искусство! как все красиво и ..... фантастика! неужели люди это делали сами? О_О просто слов не нахожу.

    ОтветитьУдалить
  4. Видимо, пока никто не догадался о ценности зеркал, иначе давно бы "списали". А вещи, действительно, потрясающие! В наш машинный век уже трудно представить, что ТАКОЕ возможно сотворить руками. Самое грустное, что в эпоху ширпотреба вот такие индивидуальные вещи большинство людей даже не видит.

    ОтветитьУдалить
  5. Ох, девочки, конечно же им место в музее. С хорошей сохранностью (как физико-химическими характеристиками ее, так и с реальной сохранностью). В наше чуднОе время они в полне могут опять куда-то отправиться путешествовать:(

    ОтветитьУдалить
  6. Как перевозили, ты права, Наташ. Аккуратно:), а сейчас смотришь, пальчики отбиты...Жалко.

    ОтветитьУдалить
  7. Кстати, зеркала не вызывают никакого ажиотажа у публики пансионата. Ну фарфор и фарфор:)))) Чего там...

    ОтветитьУдалить
  8. Нет слов... Хочется одного:чтоб эту красоту удалось сохранить и передать будущим поколениям.Спасибо за фото и описание!

    ОтветитьУдалить
  9. Восхищена потрясающе-интересной историей!!!
    Саша, спасибо огромное.
    Вот только до сих пор не могу понять- а почему они там до сих пор стоят? Никто с "сильных мира сего" не хочет "украсить свои хоромы?"
    Их бы в музей, чтобы все видели...

    ОтветитьУдалить
  10. К счастью пока стоят, я уже имела опыт наблюдений как в домах отдыха после "проведенного ремонта (реконструкции)" исчезали картины добротных авторов "соцреализма" и заменялись постерами и прочей бурдой за три копейки. А картины уплывали далеко и навсегда.
    Конечно же им место под охраной.

    ОтветитьУдалить
  11. Дорогая Александрина, почти все легенды, изложенные в вашей заметке - ложные. Литеры, которые вы приняли за LR - это литеры AR, то есть Augustus Rex: имеется ввиду Август Сильный, саксонский курфюрст, избранный в 1697 году королем Польши (его герб - с мечами - помещен в малом, т.наз. сердцевом, щитке на "расчетверенном" щите, где орел - герб Польши, а всадник - герб княжества Литовского. Исполосованная вторая половина этого щитка и есть герб Саксонии). Иными словами, к Франции эти зеркала не имеют никакого отношения:) Но то, что все это музейные, необыкновенной ценности вещи - нет ни малейшего сомнения.

    ОтветитьУдалить
  12. Кстати о мраморном туалетном столике: белый орел (сидящий на синей державе возле вензеля) - это главная гербовая эмблема Польши: поныне. На этих предметах нет ни одной эмблемы или атрибута, которая связывала бы вещи с Францией. Герб Августа Сильного нетрудно найти в Вики и где угодно.

    ОтветитьУдалить
  13. Вы знаете, я не буду с вами спорить. В моем посте написано, что это догадки профессора Блюмина. Их я и излагаю. Я не историк и мне не известны гербы. Если вы читали текст, то там написано "по версии профессора Блюмина".
    Мне по сути все равно Франция это или Польша.

    ОтветитьУдалить
  14. Откорректирова текст, убрав спорные моменты:)

    ОтветитьУдалить
  15. Саш, спасибо. Большое! Такая красота, необыкновенная, сказочная.. И мне тоже все равно, откуда это оригинально - оставим это историкам, главное, это сохранить уникальные вещи, а вот это очень непросто, увы.

    ОтветитьУдалить
  16. Очень красивые зеркала-конечно,их надо бы в музей:(((

    ОтветитьУдалить
  17. Ох! Красота неописуемая! Я как то равнодушна к архитектуре, но просто млею от такого фарфора. Зеркала эти несомненно должны находиться в музее. Во Львове есть музей, где огромнейшая коллекция старинных часов. Болше всего впечатление на меня произвели именно немецкие фарфоровые часы. А здесь целое зеркало! просто сказочная красота, хотелось бы рассмотреть его живьем, все детальки )))

    ОтветитьУдалить
  18. Шедевры! Пусть бы и из Польши, а не из Версаля. Главное - качество и тонкость работы!

    Саша, в наше лихое время умудряются чугунную лестницу из усадьбы в ЦЕНТРЕ МОСКВЫ вынести, а вы про зеркала. Вам очень повезло,что увидили их "вживую" да еще и обфотографировали. Спасибо, что нам показали!!!!

    ОтветитьУдалить
  19. Шедевры, девочки. И очень они резонируют с местом их расположения.

    ОтветитьУдалить
  20. Прочла два поста: э тот и предыдущий. Огромное спасибо, очень интересно!!! слушай, по прочтении этого чуть ли не с самого начала думала: надо зеркала спасать! никакой надежды что не побьют и вообще.. а под конец ты сама написала... Хоть я и не люблю всякие барочные крендельки, но зеркала то шедевральны!!! а отражение бетона -как кощунство...
    да, Саш, и еще узкий момент- так и не поняла, каким образом эти зеркала в остафьево то оказались? ведь не за аренду имения под свадьбу Голицына их Вяземским отдала...

    ОтветитьУдалить
  21. Не знаю, Тань:))) Там все не совсем ясно. Гуляли зеркала по Европе.
    А отражение в них ужасно, действительно.
    А представь еще, ведь зимой эти двери открываются, а там мороз. И тетка, убирающаяся в холле, с тряпкой... ох.

    ОтветитьУдалить
  22. вот-вот, ладно с тряпкой, а ведь она может и шваброй шандарахнуть! :(((((

    ОтветитьУдалить
  23. А еще есть отдыхающие детки, мОлОдежь и пОдростки.

    ОтветитьУдалить
  24. Саша, какая красотища! Спасибо за терпение и желание сделать такой пост. Очень впечатлилась деталями зеркал. Такая тонкая работа! А перспективу можно представить! Конечно место в музее таким вещам.

    ОтветитьУдалить
  25. да, мейсенский фарфор это нечто! такие зеркала действительно в холле лучше не хранить.

    ОтветитьУдалить